Предыдущая Следующая
Стоит ли вновь браться за проблемы глубины кадра, которые
Базен сумел поставить и закрыть, введя понятие «план-эпизод»? Первая проблема
касалась новизны метода. И в этом отношении представляется ясным, что глубина
кадра была доминантой образа в начале истории кинематографа, когда не
существовало ни монтажа, ни раскадровки, камера оставалась неподвижной, а
различные пространственные планы давались исключительно в совокупности. Глубина
кадра не перестала, однако же, существовать, когда между планами возникло
реальное различие, но когда их можно было объединить в новое множество, где
каждый из них соотносится с самим собой. Вот мы уже и выделили две формы
глубины, которые в кинематографе нельзя смешивать между собой, так же как и в
живописи. Тем не менее, их общей чертой является то, что они устанавливают
глубину в кадре и в образе, а не глубину кадра и образа. Если мы возьмем
живопись XVI века, то увидим отчетливое различие, — однако же, оно касается
параллельных и последовательных планов, каждый из которых автономен и
обусловливается как персонажами, так и элементами, хотя все вместе способствуют
созданию множества. Но каждый план — и в особенности передний — «занят
собственным делом», и участвует в великом деле гармонизующей их картины лишь в
собственных границах. Новое и основополагающее изменение произошло в XVII веке,
когда элементы одного плана стали отсылать непосредственно к элементам другого,
когда персонажи, находящиеся на разных планах, стали сообщаться между собой при
диагональной организации картины или через «просветы», привилегированное
положение в которых теперь стало принадлежать заднему плану, напрямую
соединившемуся с передним планом. Картина «становится полой изнутри». И тогда
глубина становится глубиной картины, в то время как измерения переднего плана
начинают достигать внушительных размеров, а измерения заднего плана - «съеживаются»,
и все это — в мощной перспективе, тем крепче связывающей ближнее с отдаленным. Предыдущая Следующая
|