Предыдущая Следующая
Такова плюралистическая космология, предполагающая не
только множество различных миров (как у Миннелли), но еще и разыгрывание одного
и того же события в разных мирах и при несовместимости версий.
Свойство «повторения-вариации»
Свойство «повторения-вариации» дал образу уже Бунюэль,
который к тому же как бы освободил время и сменил его подчиненность движению на
обратную. Но в подавляющем большинстве фильмов Бунюэля, как мы видели, время
оставалось циклическим, и то забвение («Сусанна»), то точное повторение («Ангел
истребления») знаменовали собой в одном и том же космосе конец одного цикла и
возможное начало другого. Следовательно, можно предположить инвертированность
влияния в последнем периоде творчества Бунюэля, когда тот приспосабливал для
собственных целей озарения Роб-Грийе. Было отмечено, что в этот последний
период изменился режим грезы или фантазма1. Но речь идет не столько о состоянии
воображаемого, сколько об углублении проблемы времени. Так, в «Дневной
красавице » заключительный паралич мужа в одно и то же время и происходит, и
нет (внезапно он встает, чтобы обсудить с женой отпуск); в «Скромном обаянии
буржуазии» показан не столько цикл неудачных обедов, сколько один и тот же обед
в несводимых друг к другу режимах и мирах. В «Призраке свободы» почтовые
карточки действительно являются порнографическими, хотя изображены на них всего
лишь памятники, лишенные какой бы то ни было двусмысленности; а девочка
пропадает, хотя она и остается там, где была, и будет найдена. А в фильме «Этот
смутный объект желания» мы встречаем одно из превосходнейших изобретений
Бунюэля: вместо того чтобы доверять различные роли одному и тому же персонажу,
он выдвигает двух персонажей и двух актрис на роль одного и того же лица.
Похоже, что натуралистическая космология Бунюэля, основанная на циклах и их
последовательности, уступает место множественности одновременных миров,
одновременности настоящих времен в различных мирах. И это не субъективные
(воображаемые) точки зрения в одном и том же мире, но одно и то же событие в
объективных и различных мирах, которые все свернуты в событии, в
неразвертываемой вселенной. Теперь Бунюэль достигает непосредственного
образа-времени, добираться до которого прежде ему не позволяла его собственная
натуралистическая и циклическая точка зрения. Предыдущая Следующая
|