Предыдущая Следующая
Еще более поучительно сопоставить Роб-Грийе и Рене,
авторов фильма «Прошлым летом в Мариенбаде». В их сотрудничестве необычным
представляется то, что двое режиссеров (ведь Роб-Грийе был не только
сценаристом) создали настолько лишенное противоречивости произведение, хотя
каждый из них замышлял его совершенно не так, как другой, и даже почти в
противоположном духе. Можно было бы назвать это подтверждением плодотворности
любого подлинного сотрудничества, когда произведение не только видится, но и
осуществляется в соответствии с совершенно разными принципами творчества,
которые объединяются, обеспечивая возможность возобновляемого, но каждый раз
уникального успеха. Однако такое сопоставление Рене и Роб-Грийе провести
сложно, ибо их в высшей степени дружественные декларации лишь затуманивают
дело, - и сопоставлять их можно по трем различным уровням. Сперва — уровень
«модернистского» кино, основной чертой которого является кризис
образа-действия. «Мариенбад» ознаменовал собою даже важный момент этого
кризиса: крах сенсомоторных сцен, блуждания персонажей, повышение роли клише и
почтовых карточек — постоянные черты творчества Роб-Грийе. К тому же связи
порабощенной женщины в его произведениях имеют не только эротическое и
садистическое значение, — это еще и простейший способ остановки движения1. Но
ведь и у Рене блуждания, обездвиживание, окаменение и повторение постоянно
свидетельствуют об общем распаде образа-действия. Вторым у него является
уровень реального и воображаемого: было замечено, что в произведениях Рене
всегда выживает реальное, а именно пространственно-временные координаты, утверждающие
собственную реальность, даже если при этом они вступают в конфликт с
воображаемым. Именно поэтому Рене, к примеру, утверждает, что некое событие
действительно случилось «прошлым летом...», а в последующих фильмах
устанавливает топографию и хронологию тем более строгие, чем более воображаемым
и ментальным является происходящее2. А вот у Роб-Грийе все происходит «в
головах» персонажей или даже самих зрителей. Но это различие, подмеченное самим
Роб-Грийе, вряд ли так уж значительно. Ведь в головах зрителей не может
происходить того, что не проистекало бы из характера образа. И мы видели, что в
образе различие всегда проходит между реальным и воображаемым, объективным и
субъективным, физическим и ментальным, актуальным и виртуальным, — но различие
это становится обратимым, и в этом смысле невыделимым. Различные и все же
невыделимые — таковы воображаемое и реальное у обоих авторов. А следовательно,
различие между ними можно сформулировать только иным способом. Скорее, его
можно представить через уточнение, сделанное Мирей Латиль: большие континуумы
реального и воображаемого у Рене противостоят дискретным блокам или «шокам» у
Роб-Грийе. Но представляется, что этот новый критерий не в состоянии работать
на уровне пары «воображаемое — реальное», и потому необходимо ввести третий
уровень, время. Предыдущая Следующая
|