Предыдущая Следующая
Что же касается Бергсона
Что же касается Бергсона, то у него этот образ-время
естественным способом продлевается в образе-языке и образе-мысли. Прошлое для
времени является тем же, чем смысл для языка (langage), a идея — для мысли.
Смысл как прошлое языка служит формой его предсуществования, — это то, куда мы
попадаем сразу же, пытаясь понять образы слышимых фраз, различить образы воспринимаемых
слов и даже фонем. Он также организуется в виде сосуществующих кругов, полотнищ
или регионов, в промежутках между которыми мы и производим поиски согласно
актуальным слуховым сигналам, поступающим к нам вразнобой. Точно так же мы
мгновенно постигаем какую-либо идею, «располагаясь» в том или ином из ее кругов
ради того, чтобы сформировать образы, соответствующие текущим поискам. А
значит, хроносигнумы непрестанно продлеваются в лекто- и ноосигнумах.
Но если следовать в ином направлении, то может ли
настоящее время, в свою очередь, выступать в роли времени в целом? Да, это
возможно, но только если нам удастся отделить его от его собственной
актуальности, совершенно так же, как мы отличаем прошлое от актуализовавшего
его образа-воспоминания. Если настоящее актуально отличается от будущего и
прошлого, то причина здесь в том, что оно представляет собой присутствие
некоего явления, которое как раз перестает присутствовать (или быть в
настоящем), когда его заменяет иное явление. Прошлое и будущее «говорят» друг
другу о некоем явлении именно по отношению к настоящему иного явления. И тогда
мы проходим вдоль цепи различных событий сообразно явно выраженному времени или
же какой-то формы последовательности, в силу которой различные явления занимают
настоящее одно за другим. Все пойдет по-другому, если мы «расположимся» внутри
отдельно взятого события, погрузившись в готовящееся, происходящее и исчезающее
событие, или же если мы заменим прагматическую широтную перспективу картиной
чисто оптической — вертикальной, или видом вглубь. Тогда событие уже не
сольется ни с пространством, служащим ему местом, ни с мимолетным актуальным
настоящим: «час события истекает перед тем, как событие заканчивается, и тогда
событие возобновляется в иной час <...>; всякое событие, так сказать, располагается
во времени, где ничего не происходит», и как раз в пустом времени мы
предощущаем воспоминание, разлагаем на составные части то, что является
актуальным, и помещаем туда воспоминание после того, как оно сформировалось. В
ней уже нет последовательных будущего, настоящего и прошедшего, которые
соответствовали бы явному прохождению различаемых нами настоящих. Согласно
великолепной формуле Августина Блаженного, существуют настоящее будущего,
настоящее настоящего и настоящее прошлого, и все они имплицируются событием,
все они событием обволакиваются, а значит, они одновременны и необъяснимы. От
аффекта к времени: мы обнаруживаем время, интериорное событию, которое
создается одновременностью этих трех подразумеваемых настоящих, понимаемых как
дезактуализованные острия настоящего времени. У нас появляется возможность
рассматривать мир, жизнь вообще или же попросту чью-нибудь жизнь, или какой-
нибудь эпизод как одно и то же событие, на котором основана импликация
настоящих времен. Некий случай должен произойти, он происходит, он уже
произошел; но в то же время он собирается иметь место, уже имел место и
находится в процессе того, что называется «иметь место», — так что выходит, что
перед тем, как иметь место, он не имел места, а если он имеет место, то в
будущем иметь места не будет... и т. д. Это напоминает парадокс с мышью
Жозефиной у Кафки: поет ли она, пела ли она, будет ли она петь, или же ничего
этого нет, хотя в коллективном мышином настоящем все это производит
необъяснимые трудности? В одно и то же время некто не имеет больше ключа (т. е.
он его имел), все еще имеет (не потерял его) и находит его (т. е. будет иметь,
а прежде не имел). Два человека друг с другом знакомы, но они уже были знакомы
и еще незнакомы. Предательство происходит, оно так никогда и не происходило, и
все же произошло и произойдет причем то один предает другого, то другой его, и
все это сразу. Здесь непосредственный образ-время совершенно иной природы,
нежели предыдущий: уже не сосуществование полотнищ прошлого, но одновременность
острий настоящего. Стало быть, мы имеем два вида хроносигнумов: назовем первые
аспектами (регионы и залежи), а вторые — акцентами («острия» зрения).
Образ-время второго типа мы обнаруживаем у Роб-Грийе, для которого характерно
своего рода августинианство. У него никогда не бывает последовательности
пробегающих настоящих, но лишь одновременность настоящего в прошлом, настоящего
в настоящем и настоящего в будущем, из-за чего время становится страшным и
необъяснимым. Встреча из «Прошлым летом в Мариенбаде», несчастный случай из
«Бессмертной», ключ из «Трансъевропейского экспресса», предательство из
«Лгущего человека»: три имплицированных настоящих непрерывно возобновляются,
опровергают и стирают друг друга, друг друга заменяют и воссоздают, расходятся
по бифуркации и возвращаются назад. Таков могущественный образ- время. И все же
невозможно поверить, что Кафка, «Голодарь» он устраняет всякое повествование.
Гораздо важнее, что он наделяет повествование новым смыслом, ибо абстрагирует
его от всякой последовательности действий в той мере, в какой заменяет
образ-движение подлинным образом-временем. И тогда повествование заключается в
раздаче различных настоящих времен разным персонажам, так что каждый формирует
некую правдоподобную комбинацию, которая сама по себе возможна, — однако все
вместе являются «несовозможными», и тем самым сохраняется и творится
необъяснимое. В «Прошлым летом...» X был знаком с А (значит, А об этом не
помнит или лжет), а вот А с X незнакома (значит, X ошибается или обманывает
ее). В конечном счете, трое персонажей соответствуют трем различным настоящим,
но так, что «усложняют» необъяснимое вместо того, чтобы прояснять его; так, что
они способствуют существованию необъяснимого вместо того, чтобы устранять его:
то, что X переживает в настоящем из прошлого, А переживает в настоящем из
будущего, так что это различие «выделяет» или предполагает настоящее настоящего
(третьего, мужа), — и все три настоящих свернуты друг в друге. Повторение
распределяет собственные вариации по трем настоящим. В «Лгущем человеке» двое
персонажей попросту представляют собой не одно и то же: различие между ними
проявляется именно в том, что оно делает необъяснимым предательство, ибо
последнее — на разный лад, но одновременно — приписывается каждому из них, если
считать его тождественным другому. В «Игре с огнем» похищение девушки можно
толковать как средство предотвращения похищения, но поскольку похищение
предотвращается похищением, можно полагать, что она так и не была похищена в
момент, когда она похищена, и будет похищена, и похищается в момент, когда она
не похищена. Как бы там ни было, этот новый способ повествования пока еще
остается человеческим, хотя и образует высокую форму нонсенса. Но существенного
он нам еще не говорит. Существенное появится скорее в том случае, если мы
проанализируем земное событие, о котором предположительно сообщается на разные
планеты, так что одна получит сообщение одновременно с его свершением (со
скоростью света), но другая — быстрее, а третья — не столь быстро, т. е. перед
его свершением и после такового. И выходит, что одна его еще не получила,
другая — уже получила, а третья — еще получит, при том, что в одной и той же
вселенной оказываются свернуты три одновременных настоящих. Такое время можно
было бы назвать звездным; это система относительности, персонажи которой не
столько люди, сколько планеты, — и акценты здесь, в этой множественности миров,
образующих вселенную, не столько субъективные, сколько астрономические. Предыдущая Следующая
|