Предыдущая Следующая
Острия настоящего и полотнища прошлого (четвертый комментарий
к Бергсону)
Кристалл обнаруживает уже не косвенный образ времени,
проистекающий из движения, а образ-время в явном виде. Он не абстрагирует
время, а — если быть точным — меняет характер его субординации по отношению к
движению на противоположный. Кристалл — это как бы ratio cognoscendi (основание
познания; — лат., прим. пер.) времени, само же время — ratio essendi(основание
бытия; — лат., прим. пер.). Кристалл обнаруживает или показывает скрытую основу
времени, т. е. его дифференциацию на два потока: поток пробегающих настоящих и
поток сохраняющихся прошедших времен. Время сразу и продвигает вперед
настоящее, и сохраняет в себе прошлое. Следовательно, можно утверждать, что
существуют два типа образа-времени, и один из них основан на прошлом, а другой
— на настоящем. Каждый является составным и учитывает время как целое. Мы
видели, что первому типу Бергсон дал весьма жесткий статус. Он изобразил его в
виде перевернутого конуса. Прошлое не сливается с ментальным существованием
образов- воспоминаний, которые актуализуют его в нас. Сохраняется же прошлое
именно во времени, являясь виртуальным элементом, в который мы проникаем с
целью поисков «чистого воспоминания», актуализующегося в «образе-воспоминании».
Последний же не нес бы в себе никаких знаков прошлого, если бы не располагался
в прошлом, зародыш которого нам приходится в нем искать. Здесь как и в
перцепции: так же, как мы воспринимаем вещи там, где они присутствуют, т. е. в
пространстве, — мы вспоминаем их там, где они миновали, т. е. во времени, при
этом и в первом, и во втором случае выходим за пределы самих себя. Ведь не
память располагается в нас, а мы движемся по памяти-Бытию, сквозь память- мир.
Словом, прошлое предстает как наиболее обобщенная форма некоего «уже-там»,
некоего предсуществования вообще, предполагаемого нашими воспоминаниями, и даже
нашим первым воспоминанием, если бы таковое имелось, — предсуществования,
используемого нашими перцепциями (и даже первой). С этой точки зрения, само
настоящее существует разве что в виде бесконечно сжатого прошлого,
складывающего у крайней оконечности «уже-там». Без этого условия настоящее не
могло бы миновать. Оно не проходило бы, если бы не представляло собой наиболее
сжатой степени прошлого. И действительно замечательно, что выстраивающееся во
временную последовательность является не прошлым, а проходящим настоящим.
Прошлое же, напротив, заявляет о себе в виде сосуществования более или менее
расширенных либо более или менее суженных кругов, каждый из которых в то же
время содержит все и внешним пределом коих служит настоящее (наименьший круг,
содержащий все прошлое). В промежутке между прошлым, как предсуществованием вообще,
и настоящим, как до бесконечности суженным прошлым, и располагаются,
следовательно, все круги прошлого, которые образуют соответствующее количество
растянутых или сжатых регионов, залежей или полотнищ: каждый регион обладает
присущими ему свойствами, «оттенками», «аспектами», «сингулярностями», «яркими
точками» или же «доминантами». В зависимости от характера разыскиваемого нами
воспоминания мы и должны попасть в тот или иной круг. Разумеется, эти регионы
(мое детство, мое отрочество, моя зрелость и т. д.) выглядят так, будто следуют
друг за другом. Но они следуют друг за другом лишь с точки зрения ранее
существовавших настоящих, маркирующих границу каждого региона. Наоборот, с
точки зрения актуального настоящего, каждый раз символизирующего их общий
предел либо наиболее сжатый из этих регионов, они сосуществуют. Вот
высказывание Феллини, которое перекликается с Бергсоном: «мы сконструированы
внутри памяти, представляя собой сразу и детство, и отрочество, и старость, и
зрелость». Так что же происходит, когда мы заняты поисками воспоминания? Тогда
нам следует расположиться в «прошлом вообще», а потом произвести выбор среди
его регионов: в каком из них, как мы полагаем, настоящее, съежившись,
скрывается, — дожидается нас или от нас шарахается? (Друг ли это детства или
юности, одноклассник или однополчанин...?) Необходимо совершить скачок в
избранный регион, даже если впоследствии придется вернуться в настоящее ради
того, чтобы сделать следующий скачок, если разыскиваемое воспоминание не
отзывается на наш зов и не приходит, чтобы воплотиться в образе-воспоминании.
Вот парадоксальные свойства нехронологического времени: предсуществование
«прошлого вообще», сосуществование всех полотнищ прошлого, существование
наиболее сжатой степени прошлого1. Такую концепцию времени мы встречаем в
первом великом фильме кинематографа времени, в фильме Уэллса «Гражданин Кейн». Предыдущая Следующая
|