Предыдущая Следующая
Висконти не сразу одинаково хорошо освоил четыре элемента
своего творчества
Висконти не сразу одинаково хорошо освоил четыре элемента
своего творчества: поначалу они зачастую различались нечетко или мешали друг
другу. Но режиссер занимался поисками и имел предчувствия. Часто замечали, что
в рыбаках из фильма «Земля дрожит» чувствуются медлительность и некая застылая
статичность, свидетельствующие об их природном аристократизме,
противопоставленном манерам нуворишей; но попытки рыбаков терпят крах, и виной
тому — не оптовые торговцы, а бремя архаического прошлого, из-за которого их
предприятие возникает «слишком поздно» . Да и Рокко — не только «святой», но и
аристократ божьей милостью, хотя происходит он из семьи бедных крестьян; однако
ему слишком поздно возвращаться в деревню, так как город уже все извратил, все
потускнело, и История уже меняет лицо деревни... Нам представляется, что
полного совершенства в гармонизации четырех элементов своего творчества
Висконти достигает в фильме «Леопард». Сожалеющее «слишком поздно» приближается
здесь по мощи к Nevermore из Эдгара По; кроме того, оно объясняет, в каком
направлении Висконти мог бы экранизировать Пруста. И это сетование Висконти мы
не должны объяснять очевидным аристократическим пессимизмом режиссера: ведь
произведение искусства творится из таких вздохов подобно тому, как из горестей
и страданий высекается статуя. «Слишком поздно» обусловливает возникновение
произведения искусства и служит условием его успеха, поскольку ощутимое и чувственное
единство Природы и человека является сущностью искусства par excellence, — ведь
свойство искусства - как раз то, что оно приходит слишком поздно во всех
отношениях, кроме одного: обретения времени. Как писал Барончелли, Прекрасное
поистине становится у Висконти одним из измерений, оно «выступает в роли
четвертого измерения».
Можно составить целый список тем, объединяющих Висконти и
Пруста: кристаллообразный мир аристократов; его внутреннее разложение; взгляд
на Историю «искоса» (дело Дрейфуса, война 1914 г.); «слишком поздно»
утраченного времени, в результате чего, однако, достигается единство искусства
и приходит обретенное время; определение классов не столько как социальных
групп, сколько как семейств братьев по духу... Бруно Вилльен произвел весьма
интересный сравнительный анализ одного проекта Висконти и аналогичного проекта
Лоузи (по сценарию Гарольда Пинтера). И все же мы не можем следовать этому
анализу, поскольку автор статьи считает, что основной чертой Лоузи и Пинтера
является осознание времени, которого якобы нет у Висконти, -и что Висконти
прочел Пруста едва ли не в натуралистическом духе. На самом деле, верно,
скорее, обратное: Висконти в своих основах является режиссером времени, а вот
свойственный Лоузи «натурализм» побуждает того подчинять время изначальным
мирам и их импульсам (ранее мы попытались это продемонстрировать). Такая точка
зрения у Пруста тоже есть. Предыдущая Следующая
|