Предыдущая Следующая
Образ-кристалл является столь же звуковым, сколь и
оптическим
Образ-кристалл является столь же звуковым, сколь и
оптическим, и Феликс Гваттари имел основания определить кристалл времени как
«избитую мелодию» (ритурнель) par excellence. Или, скорее, мелодический
ритурнель - это только один из компонентов музыки, противостоящий другому
компоненту — галопу — и с ним смешивающийся. Конь и птица были двумя великими
фигурами, одна из которых несет на себе другую, та же возрождается сама собой —
и так до окончательного мгновенного крушения или же постепенного угасания (во
многих танцах фигуры хоровода завершаются ускоренным галопом). Гритурнель - это
как раз то, что мы слышим в кристалле, два измерения музыкального времени, одно
из которых связано с ускорением пробегающих настоящих, а другое - с возвышением
или падением сохраняющихся прошлых. И вот, если поставить проблему специфики
киномузыки, то нам представляется, что эта специфика может определяться
попросту диалектикой звукового и оптического, образующих новый синтез
(Эйзенштейн, Адорно). Кинематографическая музыка сама по себе тяготеет к
выделению ритурнеля и галопа, как двух чистых и самодостаточных элементов,
тогда как к музыке в общем значении всегда примешивается масса других компонентов,
— кроме исключительных случаев, таких, как болеро. Это верно уже относительно
вестерна, в котором небольшая музыкальная фраза прерывает галопирующие ритмы
(«Ровно в полдень» Циннемана и Темкина); еще более очевидно это в музыкальной
комедии, где ритмические па и шествия — порою воинственные, даже у герлс —
сталкиваются с мелодической песней. Но оба эти элемента смешиваются и так, как
в фильме Карне и Жобера «День начинается», где басы и ударные инструменты
задают ритм, а маленькая флейта выводит саму мелодию. У Гремийона, одного из
наиболее музыкальных кинорежиссеров, галоп фарандол отсылает к припевам
ритурнелей, и они то расходятся, то объединяются (Ролан-Манюэль). Такие
тенденции приводят к совершенству выразительности, когда кинематографический
образ становится образом-кристаллом. Например, у Офюльса два элемента сливаются
в тождественности хоровода и галопа, а вот у Ренуара и у Феллини эти элементы
различаются, ибо один из них принимает на себя силу жизни, а другой —
могущество смерти. Но для Ренуара жизненная сила находится на стороне настоящих
времен, устремляющихся в будущее, на стороне галопа, будь то галоп французского
канкана или же Марсельезы, - тогда как ритурнель сопряжен с меланхолией того,
что уже падает в прошлое. Относительно Феллини можно утверждать
противоположное: галоп сопровождает мир, мчащийся к собственному концу;
землетрясения, чудовищную энтропию, катафалк; ритурнель же увековечивает начало
мира и устраняет его из текущего времени. Галоп римских императоров и ритурнель
белых клоунов... И тем не менее все не так просто, и в различии между
ритурнелями и галопами есть что-то несказанное. Именно оно обнаруживается в
чудесном сотрудничестве Феллини с композитором Нино Рота. В конце «Репетиции
оркестра» мы сперва слышим чистый галоп скрипок, потом незаметно сменяющий его
ритурнель, а затем оба все глубже сцепляются, стискивая друг друга, словно
борцы: пропали — спасены, пропали — спасены... Два музыкальных движения
становятся объектом фильма, а сам фильм делается действительно звуковым. Предыдущая Следующая
|