Предыдущая Следующая
«Поведение» кристалла является двухполюсным
«Поведение» кристалла является двухполюсным или, скорее,
двугранным. Кристалл обволакивает зародыш и иногда сообщает ему ускорение или
торопливость, а порою заставляет его подпрыгивать, и в результате фрагментации
движения складывается тусклая грань кристалла; иногда же он придает зародышу
прозрачность, что равнозначно испытанию вечностью. На одной грани как бы
написано «Спасены!», а на другой «Пропали!», и все это посреди
апокалипсического ландшафта вроде пустыни из «Сатирикона»2. Но заранее ничего
утверждать нельзя; какая-нибудь из тусклых граней может в результате неощутимой
трансформации даже стать прозрачной, а грань прозрачная — обмануть и оказаться
смутной, подобно Клаудии из «8 1/2». Кончится ли все всеобщим спасением, как
можно подумать после финального хоровода из «8 1/2», заставляющего все зародыши
кружиться вокруг белого дитяти? Или же все будет потеряно, как об этом говорят
механические содрогания и безжизненная фрагментация движений, наглядный образ
которого - женщина-автомат из «Казановы»? Ни то, ни другое никогда не
происходит до конца, и тусклая грань кристалла — например пакетбот смерти на
пластиковом море из «Амаркорда», — указывает также и на другую грань, которая
возникает и не гибнет, тогда как прозрачная грань, например ракета будущего из
«8 1/2», дожидается, пока зародыши вырвутся из своих ячеек, или ждет их
предсмертного ускорения, чтобы унести их с собой. В действительности, селекция
столь сложна, и все так тесно спутано, что Феллини придумал слово, нечто вроде
«прокаденции»1, чтобы обозначить им сразу и неумолимое продвижение к упадку, и
возможность обновления или творения, несмотря ни на что его сопровождающую
(именно в этом смысле он называет себя безоговорочным «сторонником»
декадентства и загнивания).
В кристалле мы всегда видим, как жизнь и время брызжут в
своей расщепленности или дифференциации. И все же, в противоположность Ренуару,
здесь из кристалла не только ничего не выходит (ибо последний непрерывно
растет), но еще и знаки селекции инвертированы. У Феллини именно настоящее,
вереница проходящих настоящих времен образует пляску смерти (данс-макабр). Они
бегут, но не в будущее, а к могиле. Феллини — это режиссер, сумевший создать
чудеснейшие галереи монстров: камера пробегает мимо них, задерживаясь то на
одном, то на другом, - но схватывает она их всегда в настоящем, то есть камера
беспокоит хищных птиц, которые на миг в нее попадают. Спасение же может прийти
лишь с другой стороны, со стороны сохраняющихся прошедших времен: и вот тут-то
неподвижный план изолирует какого- нибудь персонажа, выхватывает его из
вереницы, и дает ему — пусть даже на мгновение — шанс на вечность, наделяет его
виртуальностью, которая будет иметь смысл всегда, — даже если она не актуализу-
ется. Нельзя сказать, что Феллини особенно любит память и образы-воспоминания:
культа прошедших настоящих у него нет. Скорее, он напоминает Пеги, у которого
горизонтальная последовательность пробегающих настоящих времен вычерчивает путь
к смерти, тогда как каждому настоящему соответствует вертикальная линия,
соединяющая его в глубинном направлении с его собственным прошлым, а также с
прошлым других настоящих, благодаря чему устанавливается единое сосуществование
их всех, их единая одновременность, не столько вечность, сколько «intemel».
(Слово intemel представляет собой контаминацию слов interne — «внутренний» и
étemel — «вечный» — прим. пер.). И не в образе-воспоминании, а в чистом
воспоминании мы остаемся современниками ребенка, каким были мы сами, подобно
тому, как верующий ощущает себя современником Христа. Ребенок в нас, говорит Феллини,
современник взрослого, старика и подростка. И вот, сохраняющееся прошлое
наделяется всевозможными свойствами начала или нового начала: именно оно хранит
в своих глубинах или вдали от своей. Прокаденция - неологизм, означающий
«вперед - упадничество» - прим. пер.го центра порыв к новой реальности, брызги
жизни. В одном из прекраснейших образов «Амаркорда» показана группа лицеистов —
робкий, паяц, мечтатель, хороший ученик и т. д., и все они приходят к гранд-
отелю каждый год по окончании сезона; и пока падают кристаллы снега, каждый в
отдельности - и все-таки все вместе - пытаются то исполнить неуклюжее
танцевальное па, то подражать какому-нибудь музыкальному инструменту, причем
один идет по прямой, другой вычерчивает круги, третий вращается вокруг своей
оси... В этом образе присутствует точно измеренное научное понимание дистанции,
когда мальчики друг от друга отделены, и при этом их объединяет порядок. Они
погружаются в глубину, представляющую собой уже не глубину их памяти, а глубину
их сосуществования, в котором мы становимся их современниками подобно тому, как
они становятся современниками всех прошедших и грядущих «сезонов». Два аспекта
— проходящее настоящее, ведущее к смерти, и сохраняющееся прошлое, удерживающее
в себе зародыш жизни, непрестанно друг на друга накладываются и перекраиваются.
Это напоминает вереницу курортников в видении из «8 V2», прерванную пришедшим
из сна образом светящейся девушки, санитарки в белом, раздающей металлические
стаканчики. Какой бы ни была быстрота или растянутость вереницы, тревеллинг
здесь подобен наскоку и атаке и движется галопом. Спасением же служит
заезженная мелодия, которая накладывается на лицо или же его обволакивает,
вытягивая из вереницы. В «Дороге» уже присутствовали поиски момента, когда
избитая мелодия «наложится» на человека, наконец обретающего покой. А на кого
накладывается успокаивающая мелодия из «8 1/2», - на Клаудию, на супругу, или
даже на любовницу, или же только на ребенка в белом, «интернельного» или
современного всем прошедшим временам и спасающего все, что можно спасти? Предыдущая Следующая
|