Предыдущая Следующая
Именно поэтому, отдав обильную дань общей любви
французской школы к воде, Ренуар использует ее на свой особенный лад. На его
взгляд, существует два состояния воды: замерзшая вода оконного стекла, плоского
зеркала или глубокого кристалла, — и живая текучая вода (в «Завтраке на траве»
роль такой воды играет ветер). Это гораздо ближе к Мопассану, чем к
натурализму, ибо Мопассан часто видит предметы сквозь стекло и любит наблюдать,
как они плывут по течению реки. В «Загородной прогулке» именно через окно двое
героев следят за приехавшей семьей, и каждый выступает в собственной роли: один
— циника,
другой — человека сентиментального и щепетильного. Однако же, когда действие
переносится на реку, жизненные испытания срывают с героев маски, и в цинике
обнаруживается хороший парень, тогда как сентиментальный человек оказывается
бессовестным соблазнителем.
Сквозь стекло или в кристалле мы видим время в его
двунаправленном движении
Сквозь стекло или в кристалле мы видим время в его
двунаправленном движении: оно влечет с собой все настоящие времена, заменяя
одно другим и устремляясь в будущее, — но также и сохраняет в себе все прошлое,
роняя его при этом в темные глубины. Эти расщепление и дифференциация у Офюльса
осуществляются не до конца, ибо в его фильмах время закручивается, а два его аспекта
отбрасывают и активизируют друг друга, двигаясь по кругу, непрерывно
перезаряжая его полюса и преграждая путь в будущее. Теперь же, напротив может
проходить до конца, но как раз при условии того, что одна из двух тенденций
выйдет из кристалла через трещину. Из неразличимости актуального и виртуального
должно получиться иное различие: новая, ранее не существовавшая реальность. Все
прошедшее вновь оказывается в кристалле и остается в нем: это совокупность
застывших, неподвижных, готовых и слишком общепринятых ролей, которые персонажи
последовательно пробуют, — роли мертвые, или роли смерти, смертельная пляска
(данс-макабр) воспоминаний, о которой писал Бергсон (это происходит, например,
в замке из «Правил игры» и в крепости из «Великой иллюзии»). Эти роли могут
быть и героическими, — например, когда два офицера из воюющих между собой армий
действуют в соответствии с уже отжившими ритуалами, — или очаровательными, как
испытание первой любви: тем не менее они уже обречены, ибо уже обречены на
воспоминания. И все же без «примерки» ролей не обойтись. Она необходима для
того, чтобы другая тенденция, связанная с проходящими друг за другом и
сменяющими друг друга настоящими временами, сошла со сцены и устремилась в
будущее, чтобы она создавала это будущее из брызжущей жизни. Вот эпизод, когда
двое беглецов могут спастись, только если кто-то из них пожертвует товарищем. И
спасется Гарриет, потому что окажется способной отречься от роли в игре в
первую любовь. Спасенного на водах Будю спасают сами воды, ибо он отказывается
от последовательных ролей, навеваемых ему чересчур интимными мечтами о жене
хозяина книжного магазина. Мы выходим из театра, чтобы погрузиться в жизнь, но
выходим мы из него неощутимо; нас уносит струйка текучей воды, т. е. времени.
Именно при выходе из театра время дает будущее себе и нам. Здесь возникает
важный вопрос: где начинается жизнь? Внутри кристалла время дифференцировано по
двум движениям, но лишь одно из них заряжено будущим и свободой, и условие
таково, что из кристалла необходимо выйти. И тогда создается реальное, которому
в то же время удастся избежать постоянной отсылки к актуальному и виртуальному,
к настоящему и прошлому. Когда Сартр ставил в упрек Уэллсу (и фильму «Гражданин
Кейн») то, что этот режиссер воссоздал время на основе прошлого вместо того,
чтобы попытаться понять время в зависимости от измерения, направленного в
будущее, он, возможно, не осознавал, что режиссером, которому его пожелания
оказались ближе всего, стал Ренуар. Именно Ренуар живо осознавал
тождественность свободы будущему, коллективному или индивидуальному,
тождественность свободы порыву к будущему и открытости в будущее. Это можно
назвать даже политической совестью Ренуара, ибо так он понимал Французскую
Революцию и Народный Фронт. Возможно, существует еще и третье состояние:
кристалл, постигаемый в период своего формирования и роста, а также соотносимый
с составляющими его «зародышами». В действительности, законченных кристаллов не
бывает; всякий кристалл по определению бесконечен, он находится в процессе
создания, и творит его зародыш, воплощающий в себе подвергаемую кристаллизации
среду и силу кристаллизации. Теперь вопрос уже не в том, что и как из кристалла
выходит, но, наоборот, в том, как в него войти. Ведь каждое вхождение в
кристалл само по себе является кристаллическим зародышем и составной частью
кристалла. Мы узнаём метод, постепенно становившийся методом Феллини. Он
начинал с фильмов о блужданиях, в которых ослаблены сенсомоторные связи и на
передний план выдвинуты чистые оптикозвуковые образы, — с романов-фотографий, с
фоторасследований, с образов мюзик-холлов и праздников... Но во всем этом есть
еще и мотив бегства, эскейпизма, путешествия вдаль. Однако затем его все более
заинтересовала тема погружения в новую стихию и увеличение количества входов в
нее. У Феллини есть входы географические, психологические, исторические,
археологические и т. д.; разнообразные входы в Рим и в мир клоунов. Не
исключено, что один из входов обладает эксплицитной двусмысленностью; так,
переход через Рубикон в фильме «Рим» представляет собой воспоминание хотя и
историческое, но комическое, ибо с ним сопряжены школьные воспоминания. А в «8
1/2» можно перечислить все эти входы, формирующие соответствующие типы образов:
воспоминание детства, наваждение, развлечение, мечты, фантом. Отсюда эти
ячеистые строения, образы, разделенные перегородками, эти клеточки, ниши, ложи
и окна, столь характерные и для «Сатирикона», и для «Джульетты и духов», и для
«Города женщин». Здесь происходят два явления сразу. С одной стороны,
кристаллизуются чисто оптические и звуковые образы: они втягивают в себя
собственное содержание, кристаллизуют его, формируют его из актуального образа
и его зеркального отражения, то есть образа виртуального. И все это зародыши,
или входы: у Феллини цирковые номера и аттракционы заменили собой сцену и
уменьшили значение глубины кадра. Но, с другой стороны, слипаясь, они образуют
единый и до бесконечности растущий кристалл. И дело здесь в том, что кристалл в
целом — не что иное, как упорядоченное множество его зародышей или фигура,
состоящая из соединительных перегородок для всех его входов, трансверсаль всех
его входов.) Предыдущая Следующая
|