Предыдущая Следующая
Феллини превосходно усвоил экономический принцип
Феллини превосходно усвоил экономический принцип,
согласно которому доходы приносит только вход. В Риме нет никакого единства,
кроме единства спектакля, объединяющего все входы в Рим. Спектакль становится
универсальным и непрестанно разрастается, и именно потому, что в нем нет иных
объектов, кроме входов в зрительный зал, эти входы можно уподобить кристаллическим
зародышам. Амангуаль глубоко отметил эту оригинальность феллиниевской трактовки
спектакля, где нет различий между теми, кто смотрит, и теми, на кого смотрят,
нет зрителей, нет выхода, нет кулис и сцены: это не столько театр, сколько
гигантский Луна-парк, в котором движение, ставшее мировым, переносит нас от
витрины к витрине и — через перегородки — от одного входа к другому1. Теперь
становится понятным отличие Феллини от Ренуара и Офюльса: в кристалле Феллини
нет трещины, через которую можно или необходимо выйти, чтобы окунуться в жизнь;
но нет также и совершенства заранее выбранного и отшлифованного кристалла,
удерживающего внутри себя жизнь, чтобы заморозить ее. Этот кристалл всегда
находится в процессе формирования и расширения, кристаллизующего все, что с ним
соприкасается, и зародыши наделяют его свойством безграничного роста. Он
представляет собой и жизнь как спектакль, и все же взятую в своей спонтанности.
Равноценны ли все эти входы?
Равноценны ли все эти входы? Да, несомненно, ибо они
выступают в качестве зародышей. Разумеется, зародыши сохраняют различия, ранее
существовавшие между кристаллизуемыми ими оптико-звуковыми образами, между
перцепциями и воспоминаниями, грезами, фантазмами... Но различия эти становятся
неразличимыми, ибо наличествует гомогенность каждого зародыша и кристалла,
поскольку последний в целом — это лишь крупный зародыш в процессе роста. Но вот
появляются и иные различия, так как кристалл представляет собой упорядоченное
множество: из одних зародышей рождаются уроды, из других Предыдущая Следующая
|