Предыдущая Следующая
«Правила игры» — один из прекраснейших фильмов Ренуара
«Правила игры» — один из прекраснейших фильмов Ренуара,
но в нем нет ключа к другим его картинам. Он полон пессимизма, и его метод -
насилие. Более того, он насилует общую идею Ренуара, состоящую в том, что
кристалл или сцена не ограничиваются тем, что замыкают в круге актуальный и
виртуальный образы и абсорбируют реальное в обобщенной театральности. Из
кристалла должно что-то выйти, и это станет новой Реальностью, превосходящей и
актуальное, и виртуальное, — но произойдет это без всякого насилия и путем
экспериментальных разработок. Все складывается так, словно круг служит для
«примерки» ролей, словно герои Ренуара пытаются играть какие-то роли до тех
пор, пока не найдут подходящую, и это позволит спастись бегством, чтобы попасть
в «процеженную» реальность. Словом, круг или хоровод не являются замкнутыми,
поскольку они селективны и каждый раз из них выходит выигравший. Ренуару иногда
ставят в упрек его склонность к «ремесленным поделкам» и импровизации как в
мизансценах, так и в работе с актерами. Но ведь это скорее творческая черта,
сопряженная с заменой плана сценой. Согласно Ренуару, театр — как для
персонажей, так и для актеров — неотделим от предприятия, состоящего в
экспериментировании с ролями и отборе их с целью обнаружения той, что выходит
за рамки театра и вторгается в жизнь. В минуту хандры Ренуар сомневается, что в
игре может быть победитель: и тогда остаются только выстрелы сторожа,
взрывающие кристалл в «Правилах игры», да тина, которую несет вздувшаяся от
сильной грозы река, по которой хлещет дождь в «Загородной прогулке». Но
темперамент Ренуара заставляет его ставить на выигрыш: внутри кристалла что-то
образуется, и вот ему-то удается выйти наружу сквозь трещину на столь желанную
свободу. Так обстояли дела уже с Будю, который смог «просочиться» сквозь узкую
дверь камерного и затхлого театра в книжном магазине, где он перепробовал массу
ролей. То же самое случилось и с Гарриет в грандиозном фильме «Река», где дети,
укрывшиеся в своеобразном кристалле в форме беседки в индийском стиле, пробуют
различные роли, и некоторые из этих ролей приводят к трагическому исходу, в
результате чего гибнет младший брат, а вот девочка делает первые
самостоятельные шаги, а потом обретает мощную волю «мнимой разнузданности». Объясняется она тем,
что у Ренуара актер часто играет роль персонажа, который играет роль сам: так,
Будю пробует различные роли в книжном магазине, а в «Правилах игры» браконьер
примеряет на себя роль лакея подобно тому, как маркиз пытается сыграть
различные аспекты собственной роли. В этом смысле Ромер говорит о своеобразных
преувеличениях у Ренуара и обращает внимание на их селективную функцию: «В этих
преувеличениях бывают передышки, когда актеры, как бы устав притворяться,
переводят дыхание, но не для того, чтобы вновь стать (комедиантами), а чтобы
идентифицироваться со своими персонажами. Это лишь усиливает правдоподобие:
так, персонаж, играя собственного персонажа, в моменты, когда он не играет,
вновь становится персонажем, к жизни, которую символизирует река, и которая
сливается с рекой за пределами кристалла. Этот фильм необыкновенно близок
Лоуренсу. С точки зрения Ренуара театр первичен, но именно потому, что из него
должна выйти жизнь. Театр обладает ценностью лишь по причине поисков искусства
жить, и как раз это усваивает «неподходящая» чета из фильма «Маленький театр».
«Так, где же заканчивается театр и начинается жизнь?» — этот вопрос Ренуар ставил
всегда. Мы рождаемся в кристалле, но кристалл сохраняет в себе лишь смерть, а
жизнь должна выйти за его пределы, и сначала ее следует попробовать. Профессор
из «Завтрака на траве» переживает такое приключение, уже став взрослым.
Разнузданный танец в конце фильма «Французский канкан» — это не хоровод,
вызывающий прилив жизни в некоем круге на театральной сцене, как у Офюльса, —
но, напротив того, галоп, как бы способ, каким театр открывается жизни,
изливается в жизнь, и ее бурный поток уносит Нини. В конце «Золотой кареты»
трое персонажей обретут свои роли в жизни, а вот Камилла так и останется внутри
кристалла, хотя и для того, чтобы попытаться сыграть еще несколько ролей, в
одной из которых, возможно, обнаружится настоящая Камилла. Предыдущая Следующая
|