Предыдущая Следующая
— гигантская
греза, но греза имплицированная и сама имеет в виду переход от предполагаемой
реальности к грезе.
Как бы там ни было, эта реальность — даже предполагаемая
— является весьма двойственной. В действительности, вещи можно поназывать двумя
способами. Либо мы считаем, что музыкальная комедия прежде всего дает нам
обыкновенные сенсомоторные образы, когда персонажи попадают в такие ситуации,
на которые они реагируют своими действиями, - но при этом, более или менее
последовательно, их индивидуальные действия и движения преобразуются танцем в
движение мира, выходящее за рамки моторной ситуации, даже если впоследствии ему
суждено к ней вернуться, и т. д. Либо, напротив, мы считаем, что сенсомоторная
ситуация тут является лишь мнимой отправной точкой: на самом деле и на более
глубоком уровне это чисто оптикозвуковая ситуация, уже утратившая свое моторное
продление, — чистое описание, уже заместившее собственный объект; это попросту
декор. И тогда движение мира станет непосредственным ответом на зов опсигнумов
и сонсигнумов (а «нулевая степень» свидетельствует уже не о постепенной
трансформации, а об устранении обычных сенсомоторных связей). В одном случае,
выражаясь в терминах Массона, мы переходим от нарративного к зрелищному,
предаемся имплицированной грезе; в другом же переходим от зрелищного к
спектаклю, как от декора - к танцу, и все это в нераздельности имплицированной
грезы, ощущение которой обволакивает даже прогулку. В музыкальной комедии две
точки зрения накладываются друг на друга, однако очевидно, что вторая является
более всеохватывающей. У Стенли Донена сквозь сенсомоторную ситуацию
просвечивают «плоские виды», почтовые карточки или клише пейзажей, городов,
силуэтов. Сенсомоторная ситуация уступает место таким оптическим и звуковым
ситуациям, где фундаментальный смысл заключается в цвете, а само уплощенное
действие уже неотличимо от подвижного элемента расцвеченного декора. И тогда
танец возникает как непосредственная призрачная сила, наделяющая глубиной и
жизненностью эти плоские виды, развертывающая целое пространство в декоре и за
его пределами, придающая миру образ, окружающая мир своеобразной атмосферой «Пикник
в пижаме», «Поющий под дождем», — и не только танец на улице, но и финал на
Бродвее. «Следовательно, танец обеспечивает переход от плоского вида к
открытости пространства». Он становится движением мира, соответствующим в грезе
оптико-звуковому образу. Предыдущая Следующая
|