Предыдущая Следующая
Музыкальная комедия представляет собой обезличенное и
прономинализованное движение
Музыкальная комедия представляет собой обезличенное и
прономинализованное движение par excellence, танец, вычерчивающий
галлюцинаторный мир. Так, у Беркли «размножающиеся» и отражающиеся girls
образуют некий феерический пролетариат, причем их тела, ноги и лица являются
деталями большой трансформирующейся машины, — а «фигуры» напоминают
калейдоскопические виды, которые сужаются или расширяются в земном или водном
пространстве, чаще всего при виде сверху, - они вращаются вокруг вертикальной
оси и превращаются друг в друга, так что конечная цель здесь — чистые
абстракции3. Разумеется, даже у Беркли, а тем более - в музыкальной комедии
вообще, танцор один или в паре с танцовщицей сохраняют индивидуальность,
служащую творческим источником движения. Но главное здесь
— способ, каким
индивидуальный талант танцора и его субъективность помогают ему перейти от
личной подвижности к надперсональному элементу, к движению мира, вычерчиваемому
танцем. Момент истины содержится в том, что танцор еще может двигаться, но уже
как сомнамбула, одержимая движением, как бы зовущим его к себе: мы видим это у
Фреда Астера в прогулке, незаметно становящейся танцем {«Фургон музыкантов»
Миннелли), а также у Келли в танце, который как будто возникает от смещения
тротуара из одной плоскости в другую {«Поющий под дождем» Донена). В промежутке
между моторным шагом и танцевальным па иногда возникает то, что Ален Массон
называет «нулевой степенью», в которой есть то нерешительность, то
запаздывание, или же несколько ошибок в подготовительных упражнениях {«Следуя
за флотом» Сандрича), или, наоборот, мгновенное возникновение идеи {«Цилиндр»).
Часто стиль Астера противопоставляли стилю Келли. И, разумеется, у первого
центр тяжести выходит за пределы его худощавого тела, выплывает из него,
бросает вызов вертикальности, равномерно раскачивается, пробегает по линии, уже
не относящейся к его силуэту, по его тени или теням, так что получается, что
его тени танцуют вместе с ним {«Время свинга» Стивенса). А вот у второго центр
тяжести вертикально вонзается в его плотное тело, чтобы извлечь и из него
манекен, коему танцор уподобляется. «Мощные движения, напоминающие раскачивание
коромысла, зачастую прибавляют Келли энтузиазм и силу; пружинящую энергию его
прыжков порою нетрудно заметить. Жесты Астера, наоборот, следуют друг за другом
благодаря отчетливой и рассудочной воле, и никогда не отнимают у тела его
движение», а также вызывают возникновение «последовательных и настоящих
теней»1. Келли и Астер похожи на два предела фации, обозначенных Клейстом:
«грация в теле человека, лишенного всяческого сознания, и фация человека,
обладающего безграничным сознанием». Однако же, в обоих случаях музыкальная
комедия не довольствуется тем, что вводит нас в танец, или же, иными словами,
тем, что навевает нам грезу. Кинематографическое действие состоит в том, что и
сам танцор входит в танец, подобно тому, как мы входим в грезу. Если
музыкальная комедия показывает нам такое количество сцен, функционирующих как
грезы, или лже-грезы с метаморфозами {«Поющий под дождем», «Фургон музыкантов»
и в особенности «Американец в Париже» Миннелли), то причина здесь в том, что
она в целом Предыдущая Следующая
|