Предыдущая Следующая
Одним из первых великих фильмов, разрабатывающих эту тему
Одним из первых великих фильмов, разрабатывающих эту
тему, был «Падение дома Эшеров» Эпштейна: оптические перцепции вещей,
ландшафтов и мебели продлеваются в до бесконечности растягиваемые жесты,
которые обезличивают движение. Замедленная съемка освобождает движение от
движущегося тела, превращая его в скольжение мира, скольжение ландшафта — и так
до самого заключительного падения дома. «Питер Иббетсон» Хатауэя — фильм не
столько об американской мечте, сколько о мечте имплицированной, кульминация
которой наступает в сцене камнепада и рушащегося замка, построенного из
облаков. В единственном фильме Лаутона, «Ночь охотника», мы видим, как за
детьми гонится проповедник; сам же он лишен собственного «преследовательного»
движения, зато виден его громадный силуэт, напоминающий китайскую тень, — тогда
как вся Природа участвует в этом бегстве детей, при том что лодка, в которой
они пытаются укрыться, кажется неподвижным пристанищем на плавучем острове или
ковре-самолете. В большинстве своих фильмов Луи Малль более или менее
сознательно использовал движение мира; отсюда фееричность его творчества:
ударившая молния в фильме «Любовники» сливается с продолжением парка, а луна —
с лодочной прогулкой; сама пластика тел выстраивается в одну цепь с движениями
мира. Еще в «Лифте на эшафот» именно остановка лифта замедлила движение убийцы,
заменив его движениями мира, в которые оказались, вовлечены другие персонажи.
Кульминация наступает в « Черной луне», когда обезличенные движения увлекают
героиню, сидящую на единороге, из одного мира в другой, а потом — и в третий:
убегая от начальных образов насилия, героиня переходит из одного мира в другой
в том смысле, в котором Сартр говорит, что каждая греза, и даже каждая ее фаза
и образ составляют собственный мир1. В каждом из миров разные животные и масса
инверсий (звуковые инверсии речи, аберрации поведения, например, такие, что
пожилая дама разговаривает с крысами и сосет грудь девочки). У Малля именно
движение мира всегда доводит персонажей то до инцеста, то до проституции или
позора и толкает их на преступление, как об этом грезил старик-мифоман
(«Атлантик- Сити»). Во всем сказочном кино эти «обмирщенные», обезличенные и прономинализованные
движения с замедленной или ускоренной съемкой, а также с инверсиями,
объясняются как самой Природой, так и ухищрениями и специально изготовленными
объектами. Искусственную и инвертированную феерию смонтировал еще Л'Эрбье в
«Фантастической ночи», чтобы продлить сон якобы спящего. Что же касается
неореализма, то он не отрекается от собственных целей, а, наоборот, остается им
верен, продлевая оптикозвуковые ситуации в искусственных — и все-таки
космических — движениях, увлекающих за собой персонажей: мы имеем в виду не
только феерию Де Сики из фильма «Чудо в Милане», но и разнообразные парки
аттракционов у Феллини, с самодвижущимися тротуарами, тобогганами, туннелями,
эскалаторами, фейерверками и большими зигзагами, которые «должны подвести посетителя,
наблюдающего за особым пространством-временем к иному пространству-времени,
также автономному» (в особенности в «Городе женщин»). Предыдущая Следующая
|