Предыдущая Следующая
Именно Миннелли обнаружил, что танец не только…
Именно Миннелли обнаружил, что танец не только сочетает
свои образы с текучим миром, но существует столько же миров, сколько и образов:
«Каждый образ, — писал Сартр, — окружает себя атмосферой некоего мира».
Множественность миров представляет собой первое открытие Миннелли,
свидетельствующее о его астрономическом положении в кинематографе. Но тогда как
переходить от одного мира к другому? И вот второе открытие: танец — это уже не
только движение
мира, но и переход из одного мира в другой, вход в другой
мир, взлом его ворот и разведка. Речь больше не идет о переходе из одного
обобщенного реального мира в частные призрачные миры, поскольку единственный
реальный мир уже предполагал бы некие сходни, которые не даны нам в мирах,
состоящих из образов грез, — как это происходит в инверсии из фильма «Бригадун»
, где мы видим реальность, от которой нас отделяет бессмертная и закрытая
деревня, лишь при наезде камеры с громадной высоты. Каждый из миров Миннелли и
каждая его греза замкнуты в себе, и они замыкают в своих пределах все, что
содержат, включая самого грезящего. В каждом мире есть свои
сомнамбулы-пленники, свои женщины- пантеры, свои стражницы и свои сирены.
Каждый декор достигает наибольшей мощи и становится чистым описанием мира,
вытесняющим саму ситуацию1. Цвет представляет собой грезу, но не потому, что
греза показывается в цвете, а оттого, что цвета у Миннелли имеют высокую
абсорбирующую, едва ли не пожирающую функцию. Стало быть, можно просочиться и
абсорбироваться, но не погибнуть и не попасться. Танец — теперь не движение из
мечты, вычерчивающее некий мир; он углубляется и «удваивается», становясь
единственным средством входа в иной мир, т. е. в мир другого, в грезу или
прошлое другого. «Иоланда и вор» и «Пират» — два крупных успеха; в этих фильмах
Астер, а потом и Келли, входят в грезу девочки, подчас подвергаясь смертельной
опасности. И во всех иных своих фильмах, не музыкальных, но просто комедиях или
драмах, Миннелли чувствует необходимость отыскать эквивалент танца и песни,
который всегда вводит одного персонажа в грезу другого. Так, в фильме
«Подводное течение» молодая женщина под мелодию Брамса опускается в самые
низины кошмара своего мужа, чтобы достичь нереальной любви неведомого ей брата
и тем самым перейти из одного мира в другой. Можно вспомнить и символизирующий
движение мира эскалатор, в фильме « Часы» ломающий каблук девочки и уносящий ее
в сон наяву, который видит получивший увольнение солдат. В грандиозном фильме
«Четыре всадника Апокалипсиса» тяжелый галоп всадников и ужасное воспоминание
отца, сраженного молнией, понадобились для того, чтобы вырвать эстета из его
грезы и провести его через обобщенный кошмар войны. Значит, реальность с
необходимостью мыслится то как самое дно кошмара, когда герой умирает оттого,
что становится узником сна Другого (и не только в «Четырех всадниках», но и в
фильме «Бригадун» мы видим смерть того, кто пытается из этого сна вырваться);
то как взаимное согласие сновидений, когда, следуя правилу счастливого конца,
каждый из героев обретает себя, абсорбируясь в собственный сон (так происходит
в «Прекрасной жене», где танцор примиряет два воюющих мира). Отношение
«декор-описание» и «движение-танец» предстает уже не как у Донена, для которого
было характерно отношение плоского вида к развертывающемуся пространству, - но
как отношение абсорбирующего мира к переходу из одного мира в другой,
улучшающему или ухудшающему ситуацию. Нигде в такой степени, как в фильмах
Миннелли, музыкальная комедия не приближалась к тайне памяти, грезы и времени,
как к точке неразличимости реального и воображаемого. Необычная и чарующая
концепция сновидения, где сновидение является тем более имплицированным, что
оно всегда отсылает к сновидению другого, или же, как в шедевре этого режиссера
«Мадам Бовари», само наделяет свою реальную тему ненасытной и безжалостной
мощью. Предыдущая Следующая
|