Предыдущая Следующая
Когда внимательное узнавание удается, оно несомненно
происходит с помощью образов-воспоминаний: вот человек, которого я встречал на
прошлой неделе в таком-то месте... Но именно этот удачный исход позволяет
сенсомоторному потоку продолжить свое временно прерванное течение. Потому-то
Бергсон постоянно повторяет следующий вывод, непреложный также и для
кинематографа ное узнавание сообщает нам гораздо больше сведений, когда оно
терпит крах, нежели когда оно удается. Когда что-нибудь не припоминается,
сенсомоторное продление оказывается приостановленным, а актуальный образ,
наличествующая оптическая перцепция, не выстраивается в цепь ни с моторным
образом, ни даже с образом-воспоминанием, который мог бы восстановить контакт.
Скорее, он вступает в отношения с подлинно виртуальными элементами, ощущениями
déjà-vu или прошлого «вообще» (наверное, я где-то видел этого
человека...), образами грезы (у меня создается впечатление, будто он мне
привиделся...), фантазмами или театральными схемами (он выглядит так, будто
играет знакомую мне роль...). Словом, ни образ-воспоминание, ни внимательное
узнавание не предоставляют нам точного коррелята оптикозвукового образа; скорее
это делают помехи в памяти и неудачи при узнавании.
Европейское кино столкнулось с рядом феноменов
Поэтому европейское кино весьма рано столкнулось с таким
рядом феноменов, как амнезия, гипноз, галлюцинации, бред, видения умирающих, а
в особенности — наваждение и грезы. Это был важный аспект советского
кинематографа и его временных союзов то с футуризмом, то с конструктивизмом, то
с формализмом; это было существенно и для немецкого экспрессионизма и его
временных союзов с психиатрией и психоанализом, а также для французской школы и
ее временного союза с сюрреализмом. Европейское кино видело здесь как средство
нарушения «американских» границ образа-действия, так и проникновение в тайну
времени и объединения образа, мысли и камеры в одной и той же «автоматической
субъективности», противопоставленной чересчур объективной концепции американцев.
Общая черта всех этих состояний в том, что персонаж не может противостоять
визуальным и звуковым ощущениям (или даже тактильным, кожным и
кинестетическим), которые утратили свое моторное продление. Это может быть
пограничной ситуацией, угрозой или следствием катастрофы, но также и более
банальными состояниями сна, грезы или нарушения внимания. Однако эти актуальные
ощущения и перцепции все же оторваны как от узнавания при помощи памяти, так и
от моторного узнавания: ни одна детерминированная группа воспоминаний не может
им соответствовать, а также «прилаживаться» к оптикозвуковой ситуации. Но их
отличительная черта — целая временная «панорама», неустойчивое множество «плавающих»
воспоминаний, образов прошлого вообще, проносящихся с головокружительной
скоростью, как будто время обрело какую-то глубинную свободу. Дело выглядит
так, словно моторной немощи персонажа теперь отвечает тотальная и анархическая
подвижность прошлого. Наплывы и кадры поверх кадров становятся «разнузданными».
Таким способом экспрессионизм пытался восстановить «панорамное зрение» тех, кто
ощущает угрозу своей жизни или собственную гибель: образы, всплывающие из
подсознания оперируемой женщины в фильме Альфреда Абеля «Наркоз»; из
подсознания человека, подвергшегося нападению, в фильме Метцнера «Атака»; из подсознания,
тонущего в фильме Фейоша «Последнее мгновение». (К этому же пределу тяготеет
«День начинается», ибо в нем показан герой, приближающийся к неизбежной
смерти). То же самое можно сказать о демонстрации грезы или крайней
сенсомоторной расслабленности: чисто оптические или звуковые перспективы
безучастно продемонстрированного настоящего сохраняют связи лишь с бессвязным
прошлым, с неясными воспоминаниями детства, фантазмами, впечатлениями
déjà-vu. Именно это составляет наиболее непосредственное или
очевидное содержание фильма Феллини «8 72».' начиная от перенапряжения и
падения давления у героя и до последнего панорамного видения, через кошмар подземелья
и человека — майского жука, появляющегося в начале фильма. Предыдущая Следующая
|