Предыдущая Следующая
Вновь приходим все к тому же выводу
Мы вновь приходим все к тому же выводу: либо flashback —
это чисто условная табличка, либо это средство «потустороннего» оправдания —
судьбой у Карне, бифуркациями времени у Манкевича. Но в последних случаях то,
что наделяет flashback необходимостью, делает это лишь относительно и условно,
а также при этом может выражаться иначе. И дело не только в недостаточности
flashback'a по отношению к образу-воспоминанию; существует еще и более глубокая
недостаточность образа-воспоминания по отношению к прошлому. Бергсон
непрестанно напоминал, что образ-воспоминание сам по себе не несет ярлык
прошлого, т. е. он не отмечен «виртуальностью», каковую представляет и
воплощает и которая отличает его от прочих типов образов. Если образ делается
«образом-воспоминанием», то происходит это лишь в той мере, в которой он ищет
«чистое воспоминание» там, где оно находится, чистую виртуальность,
содержащуюся в скрытых зонах прошлого, как «прошлое-в-себе»...: «Чистые
воспоминания, вызванные из глубины памяти, развиваются в образы-воспоминания»;
«Воображать — это не то же самое, что вспоминать. Конечно, воспоминание, по
мере того, как оно актуализуется, стремится ожить в образе, но обратное
неверно, образ как таковой не соотнесет меня с прошлым, если только я не
отправлюсь в прошлое на его поиски, прослеживая тем самым то непрерывное
поступательное движение, которое привело его из темноты к свету»1. В
противоположность нашей первой гипотезе, выходит, что образа-воспоминания для
определения нового измерения субъективности недостаточно. Мы задавали вопрос:
когда настоящий и актуальный образ утратил свое моторное продолжение, с каким
виртуальным образом он вступает в отношения, так что два образа формируют
замкнутый круг, по которому они движутся друг за другом и друг в друге
отражаются? И получается, что образ-воспоминание виртуальным не является, а
по-своему актуализует виртуальность (названную Бергсоном «чистым
воспоминанием»). Поэтому образ-воспоминание не предоставляет нам прошлого, но
только репрезентирует прежнее настоящее, которым «было» прошлое.
Образ-воспоминание — это образ актуализованный или актуализующийся; он не
сочетается с актуальным образом и формирует замкнутый круг неразличимости.
Потому ли, что замкнутый круг слишком велик, или же, напротив, оттого, что он
недостаточно велик? Например, героиня фильма «Европа-51» не пробуждает в своей
памяти образа- воспоминания. И даже когда режиссеры работают с flashback'oм,
они подчиняют его иным процессам, на которых он основан, а образ-воспоминание —
более глубоким образам-временам (это делают не только Манкевич, но и Уэллс,
Рене и пр.). Предыдущая Следующая
|