Предыдущая Следующая
Но если верно, что flashback и образ-воспоминание тем
самым обретают свои основания в таких бифуркациях времени, то эти основания,
как мы видели в ином случае с Карне, могут действовать и недействовать.
Примерно так трактовал память Жане, называющий ее способом ведения рассказа: я
вспоминаю и создаю себе память, чтобы вести повествование. Ницше, однако, дал
памяти иное определение: это сдерживание обещания, и я творю себе память, чтобы
быть в состоянии обещать и выполнять обещанное.
посредственно, без flashback'a и за пределами какой бы то
ни было памяти. Это, в особенности, касается двух грандиозных театральных
фильмов по Шекспиру, «Юлия Цезаря» и «Клеопатры». Правда, исторический характер
этих фильмов уже выступает вместо памяти (а в «Клеопатре» еще и прием с
оживающими фресками). Тем не менее бифуркации времени наделены в них прямым
смыслом, а тот мешает применению flashback'a. Интерпретация шекспировского
«Юлия Цезаря» Манкевичем подчеркивает психологическую оппозицию между Брутом и
Марком Антонием. И дело в том, что Брут предстает абсолютно прямолинейным
персонажем: несомненно, его мучает привязанность к Цезарю; несомненно, он
умелый оратор и политик; но любовь к республике не дает ему свернуть с прямого
пути. Мы говорили, что у Манкевича нет персонажа, развивающегося линейно.
Однако же, Брут именно таков. Обратившись к народу сам, он позволяет выступить
с аналогичной речью Марку Антонию, а сам не остается и не оставляет
наблюдателя: он находит себя в проскрипционном списке, он обречен на поражение,
одинок и вынужден совершить самоубийство, — обездвиженный в своей прямоте и
даже не успев понять хоть что-то из случившегося. Марк Антоний, напротив,
представляет собой раздвоенный тип par excellence: он изображен солдафоном,
обыгрывается его неуклюжая манера речи, хриплый голос, плохая артикуляция,
плебейское произношение; он произносит необычную речь, изобилующую бифуркациями,
цель которой — перетянуть римский народ на свою сторону (искусство Манкевича и
голос Брандо объединяются здесь в одной из прекраснейших сцен театрального
кинематографа). Наконец, в «Клеопатре» героиня становится вечной
«бифурканткой», она раздвоена и непрестанно меняет решения, — тогда как Марк
Антоний (теперь его играет Бартон) уже не предается безумной любви, а загнан в
угол воспоминаниями о Цезаре, с одной стороны, и близостью Октавиана — с
другой. Спрятавшись за колонной, он увидит одну из бифуркаций Клеопатры на
свидании с Октавианом и укроется в глубине сцены, чтобы вскоре вернуться. А еще
он умрет, так и не поняв, что произошло, хотя и вновь обретя любовь Клеопатры в
последней ее бифуркации. Всевозможные оттенки розового цвета, порою насыщенного
до золотого оттенка, свидетельствуют о постоянной изменчивости Клеопатры.
Манкевич стыдился этого фильма, хотя фильм от этого не становится менее
великолепным; и, возможно, ему было неприятно именно навязывание слишком
рациональных и тяжеловесных оправданий для бифуркаций царицы. Предыдущая Следующая
|