Предыдущая Следующая
Бергсоновская теория сновидений доказывает
Бергсоновская теория сновидений доказывает, что спящий ни
в коей мере не замкнут на ощущениях внешнего и внутреннего мира. Тем не менее
он завязывает их отношения, но уже не с конкретными образами-воспоминаниями, а
с текучими и растяжимыми полотнищами прошлого, которые поддаются лишь весьма
приблизительному или «плавающему» регулированию. Если мы обратимся к предыдущей
схеме Бергсона, то увидим, что мечта представляет собой наиболее обширный из
всех кругов или же их «крайнюю оболочку». Это уже не сенсомоторная связь,
присущая образу-действию и работавшая в привычном узнавании, — но это и не
переменные круги перцепции-воспоминания, замещавшие ее при узнавании
внимательном; это, скорее, слабая и дезинтегрированная связь между оптическим
(или звуковым) ощущением и панорамным видением, между каким угодно сенсорным
образом и тотальным образом-грезой. Как наиболее точно определить различие
между образом-воспоминанием и образом-грезой? Мы исходим из образа-перцепции, а
он, по природе своей, актуален. То, что Бергсон называет «чистым
воспоминанием», обязательно является виртуальным образом. Но в первом случае
само воспоминание становится актуальным в той мере, в какой его вызывает
образ-перцепция. Случай грезы обладает двумя значительными отличиями. С одной
стороны, перцепции грезящего продолжают существовать, но в диффузном состоянии
праха внешних и внутренних актуальных ощущений, которые сами по себе не
схватываются, а от сознания ускользают. С другой же стороны, виртуальный образ
актуализуется не непосредственно, а в другом образе,
— а тот сам
играет роль виртуального образа, актуализующегося в третьем, и так до
бесконечности: греза — это не метафора, а серия анаморфозов, вычерчивающих
весьма большой круг. Эти два свойства связаны между собой. Когда спящий
предается актуальному ощущению светящейся зеленой поверхности, продырявленной
белыми пятнами, то присутствующий в его душе грезовидец может увидеть образ
усыпанного цветами луга, - однако последний актуализуется не иначе, как уже
становясь образом бильярда с шарами, — а тот актуализуется, лишь становясь, в
свою очередь, чем-нибудь еще. И это не метафоры, а становление, которое может
продолжаться бесконечно. Например, в «Антракте» Рене Клера пачка танцовщицы,
показываемая снизу, «распускается, как цветок», а цветок «открывает и закрывает
свой венчик, расширяет лепестки, удлиняет тычинки», а затем переходит в
раздвигающиеся ноги танцовщицы; огни города становятся «кучей зажженных
сигарет» в волосах мужчины, играющего в шахматы; а сигареты, в свою очередь,
превращаются в «колонны греческого храма, а потом — многоэтажного дома, тогда
как сквозь шахматную доску просвечивает площадь Согласия»1. В «Андалузском псе»
Бунюэля образ острого облака, режущего луну, актуализуется, но проходя через
образ режущей глаз бритвы и сохраняя тем самым роль виртуального образа по
отношению к следующему. Клок волос становится ежом, который превращается в
округлую шевелюру, а затем - в кружок праздношатающихся. Если американский
кинематограф и оказался хоть раз отмечен таким образом-грезой, то связано это с
бурлеском Бастера Китона, ввиду естественной близости творчества последнего к
сюрреализму или, скорее, к дадаизму. Так, в грезе из фильма «Шерлок-младший»
стул, потерявший равновесие в саду, превращается в уличный кульбит, затем мы
видим край пропасти, над которой склоняется герой, выскочивший из пасти льва, —
а затем — герой сидит на растущем в пустыне кактусе, — а потом — на холмике,
превращающемся в остров, о который бьются волны моря, в которое он погружается
на равнине, уже покрытой снегом, — а выйдя оттуда, он снова оказывается в саду.
Получается, что образы-грезы разбросаны по всему фильму, так что их можно
восстановить во всей совокупности. А в фильме Хичкока «Завороженный» настоящая
греза появляется не в последовательности в духе картин Дали, но распределена по
отдаленным друг от друга элементам: это зубцы вилки на скатерти, становящиеся
полосками на пижаме, а затем превращающиеся в полоски белого покрывала, которое
трансформируется в расширяющееся пространство умывальника, подхваченное
увеличивающимся стаканом молока, а тот, в свою очередь, преображается в
заснеженное поле, расчерченное параллельными лыжнями. Серия разбросанных
образов, формирующих большой круг, так что каждый из этих образов становится
виртуальностью по отношению к актуализующемуся другому, — и так до того, пока
все они вместе не достигнут скрытого ощущения, всегда сохранявшего важность для
подсознания героя, — и это ощущение смертоносного аттракциона. Предыдущая Следующая
|