Предыдущая Следующая
Образ-движение имеет две грани.
Образ-движение имеет две грани. Одна из них соотносится с
объектами, относительную позицию которых он варьирует, а другая — с целым, чье
абсолютное изменение он выражает. Позиции располагаются в пространстве, но
изменяющееся целое - во времени. Если мы уподобим образ-движение плану, то
первую, обращенную к объектам, грань плана мы назовем кадрированием, а вторую,
обращенную к целому, — монтажом. Отсюда наш первый тезис: целое формируется
самим монтажом, который тем самым дает нам образ времени. А это в основном и
есть функция кино. Время, несомненно, представляет собой косвенную
репрезентацию, ибо проистекает оно из монтажа, связывающего один образ-движение
с другим. Вот почему такая связь не может быть обыкновенной подстановкой: целое
так же не является результатом сложения, как время не является
последовательностью настоящих времен. Эйзенштейн неустанно повторял:
необходимо, чтобы монтаж оперировал чередованиями, конфликтами, их
разрешениями, резонансами, словом, представлял собой селективный и
координирующий вид деятельности, направленной на то, чтобы наделить время его
подлинными измерениями, а целое наполнить его густотой. Эта принципиальная
позиция имеет в виду лишь то, что сам образ-движение находится в настоящем
времени, и ничего иного. То, что настоящее является единственным не косвенным
временем для кинематографического образа, кажется даже очевидным. И Пазолини
еще раз взял за основу эту непреложную истину, чтобы выдвинуть весьма
классическую концепцию монтажа: как раз из-за того, что монтаж отбирает и
координирует «значительные моменты», он обладает свойством «превращать
настоящее в прошлое», трансформировать наше неустойчивое и неопределенное
настоящее в «ясное, стабильное и поддающееся описанию прошлое», словом,
завершать время. Пазолини проницательно подмечает, что то же самое делает
смерть, и не смерть в готовом виде, но смерть в жизни, или же бытие-к-смерти
(«смерть завершает сверкающий монтаж нашей жизни»). Это мрачное замечание
усиливает классическую и грандиозную концепцию царственного монтажа: время же
служит косвенной репрезентацией, получающейся от синтеза образов. Предыдущая Следующая
|