Предыдущая Следующая
Образ-движение, как показал Бергсон, — это сама материя.
Это лингвистически неоформленная материя, хотя она может быть оформлена
семиотически; она и составляет первое измерение семиотики. В сущности,
различные виды образов, с необходимостью выводящиеся из образа-движения, все
шесть его разновидностей, представляют собой элементы, превращающие эту материю
в сигнальную. Сами же знаки
— это
выразительные черты, составляющие, сочетающие и непрестанно воссоздающие
образы, несомые или влекомые материей в движении.
И тут возникает последняя проблема
И тут возникает последняя проблема: отчего Пирс полагал,
будто с троичностью, с образом-отношением все заканчивается, а дальше ничего
нет? Это, без сомнения, верно с точки зрения образа-движения: последний
кадрируется отношениями, соотносящими его с тем целым, которое тот выражает,
так что, на первый взгляд, сама логика отношений замыкает преобразования
образа-движения, определяя изменения, соответствующие целому. Мы видели, что в
этом смысле фильмы, например Хичкока, эксплицитно избирают в качестве объекта
отношения, замыкают круг образа-движения и доводят до логического совершенства
кинематограф, который можно назвать классическим. Но мы встречали и знаки,
подрывающие образ-действие, а также воздействующие по всем направлениям — и на
перцепцию, и на отношение — и поставившие под сомнение совокупность знаков
образа-движения: это опсигнумы и сонсигнумы. Интервал движения здесь уже не
является тем, по отношению к чему образ-действие специфицируется в
образ-перцепцию по одну сторону этого промежутка, в образ-действие — по другую
его сторону, и в образ-эмоцию в промежутке между двумя предыдущими, так что
складывается сенсомоторная цепь. Напротив, как видим, сенсомоторная связь
оказалась нарушенной, и интервал движения способствовал возникновению иного
образа, нежели образ-движение, в чистом виде. Стало быть, знак и образ
инвертировали свои взаимоотношения, поскольку знак уже не предполагает
образа-движения как материю, представляемую им в конкретных формах, а начинает
представлять иной образ, чью материю от знака к знаку ему предстоит
специфицировать, а формы — составить. Так возникло иное, неязыковое измерение
чистой семиотики. Появилась целая серия новых знаков, составляющих некую
прозрачную материю; знаков образа-времени, нередуцируемого к образу-движению,
но и не без определимых отношений с последним. И мы уже не можем считать
троичность Пирса границей системы образов и знаков, поскольку опсигнум (и
сонсигнум) нарушил все изнутри. Предыдущая Следующая
|