Предыдущая Следующая
Между образом-перцепцией и прочими промежуточного образа
нет
Между образом-перцепцией и прочими промежуточного образа
нет, ибо перцепция продлевается в иные образы сама собой. Но в иных случаях
никак нельзя обойтись без посредника, обозначающего продление как переход1. Вот
почему, в конечном счете, мы нашли шесть типов ощутимых и явленных образов, а
не три: образ-перцепцию, образ-эмоцию, образ-импульс (промежуточный между эмоцией
и действием), образ-действие, образ-рефлексию (промежуточный между действием и
отношением) и образ-отношение. И поскольку, с одной стороны, дедукция формирует
генезис типов, а с другой стороны, нулевая степень типов, образ-перцепция,
наделяет прочие типы биполярным составом, приспосабливающимся к каждому случаю,
в каждом типе образа мы встретились с, по меньшей мере, двумя знаками состава и
с, по меньшей мере, одним знаком генезиса. Термин «знак» мы, однако,
употребляем в совершенно ином значении, нежели Пирс: это особый образ,
отсылающий к некоему типу образов с точки зрения его биполярного состава или же
с точки зрения его генезиса. Очевидно, что обо всем этом шла речь в первой
части данного исследования; читатель, стало быть, может «перескочить» через
нее, если только он удержит в памяти обзор знаков, получивших определение
ранее, причем мы заимствуем у Пирса некоторое количество терминов с изменением
их смысла. Так, составными знаками образа-перцепции являются дицисигнум и
ревма. Дицисигнум отсылает к перцепции перцепции и обыкновенно встречается в
кино, когда камера «видит» смотрящего персонажа; он подразумевает замкнутый
кадр и тем самым формирует своего рода твердое состояние перцепции. А вот ревма
связана с текучим или жидким восприятием, непрестанно пронизывающим кадр.
Наконец, энграмма представляет собой генетический знак, или перцепцию в
газообразном состоянии, молекулярную перцепцию, предполагаемую двумя другими ее
видами. Составным знаком образа-эмоции является икона, которая может относиться
к качеству или к потенции; это качество или потенция, лишь выраженные
(например, на лице), но не актуализованные. Но квалисигнумы или потисигнумы,
образуют генетический элемент, так как они строят качество или потенцию в
каком-угодно-пространстве, т. е. в пространстве, еще не сложившемся как
реальная среда. Образ-импульс, промежуточный между эмоцией и действием,
складывается из фетишей, фетишей Добра и Зла: это фрагменты, вырванные из
производной среды, но генетически они отсылают к симптомам изначального мира,
работающим под покровом этой среды. Образ-действие имеет в виду актуализованную
реальную среду, ставшую достаточной, и такую, в которой глобальная ситуация
вызывает некое действие или, напротив, действие раскрывает часть ситуации:
составляющими же его знаками являются синсигнум и индекс. А внутренняя связь
между ситуацией и действием в любом случае образует здесь генетический элемент,
называемый импринтингом. Образ-рефлексия, движущийся от действия к отношению,
возникает, когда действие и ситуация вступают в косвенные взаимоотношения: тут
знаками служат фигуры, а именно аттракция или инверсия. Генетическим же знаком
является дискурсив, т. е. ситуация или действие дискурса, не зависящие от
вопроса «осуществляется ли сам дискурс в языке?». Наконец, образ-отношение
соотносит движение с выражаемым им целым, а также варьирует целое сообразно
распределению движения: двумя его составными знаками будут ярлык, или
обстоятельство, в котором два образа объединяются по привычке («естественное»
отношение), и снятие ярлыка, обстоятельство, при котором образ оказывается
вырванным из свойственного ему естественного отношения или ряда; знаком же его
генезиса является символ, т. е. обстоятельство, обусловливающее наше сравнение
двух знаков, даже произвольно объединенных («абстрактное» отношение). Предыдущая Следующая
|