Предыдущая Следующая
Но у этого тезиса имеется и иной аспект, который как
будто противоречит первому: синтезу образов- движений необходимо опираться на
внутренние свойства каждого из них. Именно каждый образ-движение выражает
изменяющееся целое в зависимости от объектов, между которыми возникает
движение. Стало быть, план уже можно считать потенциальным монтажом, а
образ-движение — матрицей или ячейкой времени. С этой точки зрения время зависит
от движения и принадлежит ему: его можно определить в духе древних философов,
как «количество движения». Следовательно, монтаж будет количественным
отношением, изменяющимся в зависимости от внутреннего характера движений,
рассматриваемых в каждом образе, в каждом плане. Единообразное движение в
пределах одного плана поддается простому измерению, но движения разнообразные и
дифференцированные связаны с ритмом, движения чисто интенсивные (вроде света и
тепла) — с тональностью, а совокупность всех потенций плана — с гармонией.
Отсюда вводимые Эйзенштейном различия между монтажом метрическим, ритмическим,
тональным и гармоническим. Сам Эйзенштейн усматривал известное противоречие
между синтетической точкой зрения, согласно которой время проистекает из монтажа,
— и точкой зрения аналитической, в соответствии с которой смонтированное время
зависит от образа-движения2. Согласно Пазолини, «настоящее преображается в
прошлое» благодаря монтажу, но это прошлое «всегда предстает как настоящее» в
силу природы образа. Философия уже сталкивалась с аналогичной оппозицией, в
понятии «количество движения»: количество представало тут то как независимая
инстанция, то как обыкновенная зависимость от того, что оно измеряло. Не
следует ли здесь придерживаться обеих точек зрения, как двух полюсов косвенной
репрезентации времени: время зависит от движения, но через посредство монтажа;
время проистекает от монтажа, но подчиняется движению? Классическая рефлексия
вращается по кругу этой своеобразной альтернативы: монтаж или план. Предыдущая Следующая
|