Предыдущая Следующая
Сила Пирса — когда он изобрел семиотику
Сила Пирса — когда он изобрел семиотику — оказалась в
том, что знаки он мыслил, исходя из образов и их сочетаний, а не в зависимости
от уже языковых детерминаций. Это и привело его к созданию в высшей степени
необычайной классификации образов и знаков, из которой мы приводим лишь
поверхностное резюме. Пирс исходит из образа, из феномена или из того, что
является. На его взгляд, образов существуют три типа и не больше: одинарные
(те, что отсылают лишь к самим себе; это качество или потенция, чистая
возможность, к примеру, красное, тождественность коего самому себе мы
обнаруживаем в предложениях типа «ты не надела красное платье» или же «ты в
красном»); двоичные (отсылающие к самим себе через иное, например,
существование, действие-реакцию, усилие-сопротивление); троичные (отсылающие к
самим себе через соотнесение одной вещи с другой, через отношение, закон, или
необходимое). Можно заметить, что три типа образов имеют в виду не только
порядковые числительные — первый, второй, третий, но и количественные: во
втором типе образов содержится число «два», совершенно так же, как одинарность
в двоичности, — а в третьем типе — число «три». Если третий тип знаменует собой
завершение, то это потому, что его невозможно составить из диад, но комбинации
триад сами по себе или с иными типами могут образовать какое угодно множество.
Пирс учел это, и потому знак у него предстает как комбинация трех типов
образов, но отнюдь не произвольная: знак есть образ, означающий иной образ (его
объект) и входящий в отношения с третьим образом, его «интерпретантом», а тот —
в свою очередь, знак, и так до бесконечности. Из всего этого Пирс, сочетая три
типа образа и три аспекта знака, извлекает девять элементов знаков и
соответствующие им десять знаков (поскольку логически возможны все комбинации
элементов)1. Если же мы спросим, какова функция знака по отношению к образу, то
это как будто функция когнитивная: ведь знак не способствует узнаванию
собственного объекта, а, наоборот, предполагает познание объекта в другом знаке
и к тому же добавляет новые познания, зависящие от интерпретанта. Эти два
процесса словно бы тянутся до бесконечности. Или же, иными словами, похоже, что
функция знака — «сделать отношения эффективными», причем нельзя сказать, чтобы
отношениям и законам, выступающим в виде образов, недоставало актуальности, но
им пока не хватает эффективности, которая заставляет их действовать, «когда
надо», и которую им дает лишь познание. Но, коль скоро это так, возможно, что
Пирс окажется таким же лингвистом, как и семиологи. Ибо если элементы знака еще
не имеют в виду никаких привилегий для langage'a, то для самого знака дела
обстоят уже иначе, и лингвистические знаки — это, возможно, единственный тип
знаков, формирующий чистое познание, т. е. они абсорбируют все содержимое
образа, будь то сознание или явление. Они не позволяют материи не сводиться к
высказыванию, а значит, вновь вводят подчинение семиотики языку — langue'y.
Впрочем, Пирс недолго придерживался своих начальных позиций, он отверг их ради
создания семиотики «как дескриптивной науки о реальности» (Логика). Так
получается потому, что в своей феноменологии он обозначил три типа образов как
данность, вместо того чтобы их вывести. Предыдущая Следующая
|