Предыдущая Следующая
С этой точки зрения вначале следует доказать, что
суждение по сходству или по аналогии уже подчинено кодам. Как бы там ни было,
коды эти являются не чисто кинематографическими, а социокультурными вообще.
Стало быть, впоследствии необходимо доказать, что сами аналоговые коды в каждой
сфере отсылают к специфическим кодам, обусловливающим уже не сходство, а
внутреннюю структуру: «Визуальное сообщение частично наполнено языком-langue не
только с внешней стороны <...>, но также и изнутри, и в самой своей
визуальности, которая понятна лишь потому, что структуры ее частично
невизуальны. <...> В иконическом знаке иконично не все.
Но как раз в результате замены образа высказыванием он
оказывается наделен фальшивой внешностью, а его наиболее подлинно явленная
черта — движение — от него отчуждается1. Ибо образ-движение не является
аналоговым в смысле подобия: он не похож на представляемый им объект. Именно
это Бергсон продемонстрировал уже в первой главе «Материи и памяти»: если мы
вычтем движение из движущегося тела, то не останется никаких различий между
образом и объектом, ибо различие «работает» только через обездвиживание объекта.
Образ-движение и есть объект, сама вещь, схваченная в движении как в
непрерывной функции. Образ-движение — это модуляция самого объекта.
«Аналоговое» здесь встречается, но в нем уже нет ничего общего с подобием: это
тот же способ обозначения модуляции, как в случае с так называемыми аналоговыми
машинами. Нам возразят, что модуляция отсылает, с одной стороны, к подобию,
пусть даже для оценки степеней подобия в континууме, — а с другой, к коду,
способному «оцифровать» аналогию. Но это опять, же верно лишь только если
обездвижить движение. Подобное и цифровое, сходство и код, обладают как минимум
одной общей чертой: это вместилища, одно для ощутимой формы, другое для
интеллигибельной структуры: поэтому они могут с таким успехом сообщаться между
собой2. Но модуляция есть нечто иное; это варьирование самого вместилища,
преобразование вместилища в каждый момент операции. Если же оно отсылает к
одному или нескольким кодам, то происходит это с помощью прививок, прививок
кода, увеличивающих мощность модуляции (как, например, в электронном образе).
Сами по себе сходства и кодификации — средства убогие; из кодов ничего путного
не получится, даже если их нагромождать, в чем изощряется семиология. Именно
модуляция подпитывает оба вместилища, превращая их в подчиненные средства и
даже порою извлекая из этого новое могущество. Ибо модуляция представляет собой
действие Реального, ведь она формирует и непрестанно продолжает формировать
тождественность между образом и объектом. Предыдущая Следующая
|