Предыдущая Следующая
С обеих сторон описание стремится к точке неразличимости
между реальным и воображаемым.
Теперь зададимся вопросом: почему крах традиционных
сенсомоторных ситуаций, какими они были в старом реализме или в школе
образа-действия, дает возможность появиться лишь чисто оптическим и звуковым
ситуациям, опсигнумам и сонсигнумам? Можно заметить, что Роб-Грийе, по крайней
мере в начале своего рассуждения, был еще более строг: он отвергал не только
осязательные ощущения, но даже звуки и цвета, как слишком далекие от метода
протоколирования и чересчур тесно связанные с эмоциями и реакциями, и сохранял
лишь визуальные описания, состоящие из линий, плоскостей и мер2. Во многом
благодаря кинематографу он изменил свою точку зрения, обнаружив дескриптивное
могущество цвета и звуков в той мере, в какой последние заменяют, стирают и
воссоздают сам объект. Но и более того, осязательные ощущения могут
сформировать чисто чувственный образ, если только рука откажется от своих хватательных
и двигательных функций ради того, чтобы удовольствоваться чистым
прикосновением. У Херцога мы ощущаем чрезмерность усилия, направленного на
представление взору сугубо осязательных, тактильных образов, которые
характеризуют «беззащитные» существа и сочетаются с грандиозными видениями
галлюцинирующих3. Но именно Брессон, и к тому же совершенно иным способом,
превратил осязание в зрительный объект как таковой. Визуальное пространство
Брессона фактически является осколочным и бессвязным, но части его подвергаются
постепенному согласованию вручную. Стало быть, рука в образе играет роль,
бесконечно превосходящую сенсомоторные требования к действию, и с точки зрения
передачи эмоций даже заменяет собою лицо, — ас точки зрения перцепции участвует
в конструировании пространства, адекватного решениям духа. Так, в фильме «Карманник»
такую роль играют руки троих сообщников, соединяющих куски пространства на
Лионском вокзале - и не совсем в той мере, в какой они берут предмет, но
постольку поскольку они слегка к нему прикасаются, останавливают его движение,
придают ему иное направление, передают ему собственную энергию и заставляют его
вращаться в этом пространстве. Рука дублирует свою функцию схватывания предмета
функцией объединения пространства, но, следовательно, и глаз как целое
дублирует собственную оптическую функцию функцией хватательной, согласно
формуле Ригля определяющей, что взгляду свойственно прикосновение. У Брессона
опсигнумы и сонсигнумы неотделимы от подлинных тактисигнумов, которые,
возможно, упорядочивают отношения между ними (в этом и состоит оригинальность
«каких-угодно -пространств» у Брессона). Предыдущая Следующая
|