Предыдущая Следующая
Национальный колорит здесь не причем
Риветте можно было бы сказать, что это наиболее
французский из режиссеров новой волны. Национальный колорит здесь не причем -мы
имеем в виду скорее французскую предвоенную школу, которая, вслед за живописцем
Делоне, открыла, что борьбы между светом и мраком (как в экспрессионизме) нет,
а есть чередование и поединок солнца и луны, которые оба - свет, причем для
одного характерно круговое и непрерывное движение взаимодополнительных цветов,
а для другой — более стремительное и прерывистое движение цветов диссонирующих и
радужных, хотя оба вместе формируют и проецируют на землю вечний мираж. Это
происходит в «Дуэли». Это происходит и в «Карусели», где описание, творимое из
света и цвета, непрестанно возобновляется, с тем чтобы стереть собственный
объект. Вот что Риветт доводит до совершенства в своем искусстве света. Все его
героини — это Дочери огня, а все его творчество находится под знаком огня. В
конечном счете, если Риветт — наиболее французский из режиссеров, то это в том
смысле, в каком Жерара де Нерваля можно назвать французским поэтом par
excellence, а можно даже «милым Жераром», певцом Иль-де-Франса, — тогда как
Риветт будет певцом Парижа и его окраинных улочек. Когда Пруст задается
вопросом, что скрывается за всеми эпитетами, которыми награждали Нерваля, он
сам же и отвечает: одни из величайших стихов, какие только существуют в мире, а
также само безумие и сами миражи, которым Нерваль поддавался. Ибо если Нерваль
жаждал видеть провинцию Валуа и прогуливаться по ней, то ему была необходима
именно реальность, «подтверждающая» его галлюцинаторные видения, в которых нам
совершенно неведомо, что в настоящем, а что в прошлом, что ментальное, а что
физическое. Иль-де-Франс был нужен ему как реальность, создаваемая его словом и
ведением, как объективное его чистой субъективности: он «освещается грезой», в
нем солнечная и лунная «голубовато-пурпурная атмосфера»2. То же самое можно
сказать и о Риветте с его жаждой Парижа. И здесь мы опять же должны сделать
вывод, что с точки зрения оптико-звукового образа различию между объективным и
субъективным присущ лишь непостоянный и относительный смысл. В высшей степени
субъективный, сочувствующий субъективизм Риветта является вполне объективным,
поскольку он творит реальное силою визуального описания. И наоборот, в высшей
степени объективный, критический объективизм Годара можно назвать вполне субъективным,
так как он заменял реальный объект зрителя. Предыдущая Следующая
|