Предыдущая Следующая
У чисто оптических и звуковых ситуаций могут быть два
полюса
Словом, у чисто оптических и звуковых ситуаций могут быть
два полюса: объективный и субъективный, реальный и воображаемый, физический и
ментальный. Но они порождают опсигнумы и сонсигнумы, организующие непрерывное
сообщение между полюсами и обеспечивающие проходы и взаимопревращение в обоих
направлениях, благодаря чему полюса тяготеют к точке неразличимости (но не
слияния). Такой режим обмена между воображаемым и реальным в полной мере предстает
в «Белых ночах» Висконти. Французской «новой волне» невозможно дать
определение, если упустить из виду то, каким образом ее представители
самостоятельно прошли по пути итальянских неореалистов, хотя порою они
двигались также и в иных направлениях. Сперва новая волна повторяет ранее
описанный путь: от ослабления сенсомоторных связей (прогулка или блуждание
бесцельное шатание, события, не касающиеся героев, и т. д.) в сторону повышения
роли оптических и звуковых ситуаций. Здесь также кинематограф видения вытесняет
действие. И если Тати принадлежит новой волне, то это потому, что после двух
фильмов-баллад он в полной мере раскрыл то, что эти фильмы- баллады еще
подготавливали: бурлеск, действующий посредством чисто оптических и особенно
звуковых ситуаций. Годар начинает с необычных баллад, и от фильма «На последнем
дыхании» до «Безумного Пьеро» стремится извлечь из них целый мир опсигнумов и
сонсигнумов, которые уже формируют новый образ (в «Безумном Пьеро» — переход от
ослабления сенсомоторных связей, «знаю что делать», к чистой поэме пения и
танца, «линия твоего бедра»). И образы эти, трогательные или же ужасные,
постепенно обретают все большую самостоятельность, начиная с фильма «Made in U.
S. A.», что можно резюмировать так: «свидетель, предоставляющий нам серию
беспристрастных описаний (constats) без выводов и логических связей
<...>, а также без по-настоящему действенных реакций». Клод Оллье писал,
что с фильма «Made in U. S.A.» необузданно галлюцинаторный характер творчества
Годара утверждается ради самого себя, в искусстве непрерывно возобновляемого
описания, заменяющего собственный объект. Этот описательный объективизм
обладает также критическими и даже дидактическими свойствами, оживляя целый ряд
фильмов, от «Двух или трех вещей, которые я о ней знаю» до «Спасайся, кто
может», где рефлексия направлена не только на содержание образа, но и на его
форму, средства и функции, его фальсификации и творческую деятельность, на его
внутренние отношения между звуковым и оптическим. Годар едва ли сочувствует или
же симпатизирует призракам: фильм «Спасайся, кто может» позволяет нам
присутствовать при разложении сексуального фантазма на его объективно
разрозненные элементы, сначала визуальные, потом - звуковые. Но этот
объективизм так и не утрачивает свою эстетическую силу Поначалу служащая
политике образа, эстетическая сила воскресает сама собой в «Страсти», где
показан свободный рост живописных и музыкальных образов, представляющих собой
живые картины, - тогда как на другом полюсе недуги в сенсомоторных цепях
приводят к их замедленному действию (заикание работницы и кашель начальника). В
этом смысле «Страсть» доводит до высочайшей интенсивности то, что готовилось
уже в «Презрении», где мы присутствовали при сенсомоторных сбоях у пары героев
традиционной драмы и в то же время возносили в небеса оптическую репрезентацию
драмы Улисса и взгляд богов, с Фрицем заступника. На протяжении всех этих
фильмов заметна творческая эволюция, эволюция Годара-визионера. Фильм Риветта
«Северный мост», несомненно, так же совершенен в смысле подведения итогов, что
и годаровская «Страсть». Это баллада о двух странных прогуливающихся женщинах,
которым грандиозное видение парижских каменных львов приносит чисто оптические
и звуковые ситуации в своего рода игре в приносящего порчу гуся: так они
по-своему разыгрывают галлюцинаторную драму Дон-Кихота. Но Риветт и Годар как
будто исследуют две противоположные стороны одного и того же основания. И дело
в том, что у Риветта разрыв сенсомоторных связей в пользу оптических и звуковых
ситуаций сопряжен с сочувствующим субъективизмом, с эмпатией, которая чаще
всего работает посредством фантазмов, воспоминаний или псевдовоспоминаний и
обретает в них несравненные легкость и веселье («Селина и Жюли плывут на
корабле» — несомненно, одна из значительнейших французских кинокомедий,
сравнимых с творчеством Тати). В то время как Годар вдохновлялся комиксами,
наиболее жестоким и невыносимым в них, Риветт погружает свою извечную тему
мирового заговора в атмосферу сказки и детской игры. Уже в фильме «Париж
принадлежит нам» прогулка достигает кульминации в сумеречном фантазме, когда
привычные городские места наделяются лишь той реальностью и теми связями, какие
придает им наша мечта. А в фильме «Селина и Жюли плывут на корабле» после
прогулки-преследования молодой женщины ее двойником мы наблюдаем чисто
призрачное зрелище и видим девочку, чьей жизни грозит опасность в ходе
семейного романа. Двойник или, скорее, «двойница» присутствует при этих сценах
и сама с помощью волшебных конфет; затем, благодаря алхимическому напитку, она
сама становится героиней «спектакля», у которого теперь нет зрителя, а есть
лишь кулисы, — чтобы, наконец, спасти ребенка от его предрешенной судьбы и
отправить его на лодке вдаль: невозможно вообразить более веселой феерии. В
фильме «Дуэль» уже нет необходимости даже в том, чтобы погрузить нас внутрь
спектакля, ибо его героини — солнечная женщина и лунная женщина — уже
спустились в реальность и с помощью магического камня преследуют, убирают с
пути или же убивают остающихся персонажей, которые еще могут выступить в
качестве свидетелей. Предыдущая Следующая
|