Предыдущая Следующая
Одзу в самом начале и испытал влияние некоторых
американских режиссеров
Хотя Одзу в самом начале и испытал влияние некоторых
американских режиссеров, он первым разработал чисто оптические и звуковые
ситуации в японском контексте (тем не менее использовать звук он стал довольно
поздно, в 1936 г.). Европейцы ему не подражали, но «нагнали» его собственными
средствами. И все же изобретателем опсигнумов и сонсигнумов считается именно
Одзу. В его творчестве используется форма прогулки (или баллады) (bal(l)ade) —
путешествие на поезде, поездка на такси, экскурсия на автобусе, велосипедный
или пеший поход: поездка деда с бабкой из провинции в Токио и обратно, последние
каникулы девушки в обществе матери, тайное бегство старика... Что же касается
объекта, то это повседневная рутина, например, семейная жизнь в японских домах.
Движения камеры становятся все реже: тревеллинги представляют собой медленные и
незаметные «блоки движения»; камера всегда находится внизу и чаще всего в
фиксированном и фронтальном положении или производит съемку под постоянным
углом; вместо наплывов используется простой монтажный кадр (cut). То, что могло
бы показаться возвращением к «примитивному кино», на самом деле представляет
собой выработку поразительно трезвого современного стиля: монтаж-разрез,
господствующий в современном кинематографе, служит переходом или чисто
оптическими знаками препинания между образами, он работает непосредственно и
отвергает всяческие синтетические эффекты. В равной мере здесь затронут звук,
так как монтаж планов может являться и кульминацией метода «один план, одна
реплика», заимствованного из американского кино. Но в последнем случае,
например у Любича, речь шла о функционировании образа-действия как индекса. А
вот Одзу модифицирует смысл этого метода, что на сей раз свидетельствует об исчезновении
интриги: образ-действие уступает место чисто визуальному образу того, кто
персонажем является, и звуковому образу того, что он говорит, а сущность
сценария образуют совершенно банальные природа и диалоги (именно поэтому
значение здесь имеют лишь подбор актеров сообразно их физическому и
нравственному обличью, а также детерминация «какого-угодно» диалога при
отсутствии четкого сюжета). Предыдущая Следующая
|