Предыдущая Следующая
Совершенно так же, как и Хичкок, ее представители
стремились добраться до ментальных образов и до фигур мысли (троичность). Но
если Хичкок видел в них своего рода дополнение, которому предстояло продолжить
и завершить традиционную систему «перцепция-действие-переживание», то «новая
волна», напротив, открыла в них некое требование, достаточное для ломки целой
системы, требование, отрезающее перцепцию от ее моторного продолжения, действие
— от нити, соединяющей ее с ситуацией, а переживание
— от его
принадлежности или присущности персонажам. Новый образ, следовательно, можно
назвать не достижением кино, а его мутацией. И выходит, нужно было стремиться к
тому, что постоянно отвергал Хичкок. Новому образу следовало не
довольствоваться плетением множества отношений, но еще и формировать новую
субстанцию. Его следовало сделать поистине мыслимым и мыслящим, даже если для
этого ему пришлось бы стать более «сложным». Мы видим два условия. С одной
стороны, новый образ как будто предполагает и требует кризис и образа-действия,
и образа-перцепции, и образа-переживания, но в итоге порою открывает лишь
повсеместные клише. С другой же стороны, кризис этот имеет значение не сам по
себе, и его можно назвать лишь негативным условием для возникновения нового
мыслящего образа, даже если его придется искать за пределами движения.
По ту сторону образа-движения
Тем, кто определял итальянский неореализм его
общественным содержанием, Базен противопоставил необходимость использования
формальных эстетических критериев. По его мнению, речь здесь идет о новой форме
реальности, предположительно дисперсивной, эллиптичной, блуждающей или
качающейся, оперирующей блоками, имеющей намеренно слабые связи и «плавающие»
события. Реальное уже не представлялось и не воспроизводилось, но «имелось в
виду». Вместо того чтобы представлять реальность уже дешифрованную, неореализм
подразумевал такую реальность, которую необходимо дешифровать, всегда
двойственную; поэтому план-эпизод стремился заменить собой монтаж
репрезентаций. А это значит, что неореализм изобрел новый тип образа, который
Базен предложил назвать «образом-фактом». Этот базеновский тезис оказался
неизмеримо богаче по его последствиям, нежели тот, которому он противостоял: он
показал, что неореализм не ограничивался содержанием своих первых проявлений.
Общим же для двух тезисов является постановка проблемы на уровне реальности:
неореализм производил «больше реальности», формальной или же материальной. Тем
не менее мы не уверены, что на уровне реального — формального или
содержательного — проблему можно поставить таким способом. Не происходит ли это
скорее на уровне «ментального» и в терминах мысли? Если множество
образов-движений, перцепций, действий и эмоций вот так поставили с ног на
голову, то не случилось ли это прежде всего из-за вторжения нового элемента,
который воспрепятствовал продлению перцепции в действии, чтобы вовлечь ее в
отношения с мыслью и постепенно подчинить образ требованиям новых знаков,
увлекающих его по ту сторону движения? Предыдущая Следующая
|