Предыдущая Следующая
Под этой властью фальши все образы превращаются в клише
Под этой властью фальши все образы превращаются в клише,
иногда потому, что в них показывается неловкость, а иногда оттого, что они
изобличают внешнее совершенство. У неуклюжих жестов из «Карабинеров» имеется
коррелят: открытки, сохранившиеся у героев с времен войны. Внешним, оптическим
и звуковым клише служат коррелятом клише внутренние или психические. Возможно,
наиболее полное развитие этот элемент получил в новейшем немецком кино: Даниэль
Шмид применяет замедленную съемку, делающую возможным раздвоение персонажей, —
кажется, будто они находятся в стороне от собственных слов и поступков, а среди
внешних клише выбирают те, которые собираются воплотить внутри себя, и все это
в постоянной замене внешнего внутренним и наоборот (это характерно уже для
фильма «Голубка», но еще больше — для « Тени ангела», где «еврей мог бы быть и
фашистом, а проститутка — сутенером...», — в непрерывной карточной игре, когда
каждый игрок сам оказывается картой, но картой, разыгрываемой кем-то другим2.
Если же дела складываются так, то как же не поверить в существование диффузного
всемирного заговора, направленного на всеобщее порабощение, распространяющегося
в каждом месте «какого-угодно-пространства» и повсюду сеющего смерть? У Годара
такие фильмы, как «Маленький солдат», «Безумный Пьеро», «Made in U. S. A.» и
«Уик-энд», где в конце из маки выходит участник Сопротивления, по-разному
свидетельствуют о непостижимом заговоре. Риветт также от фильма «Париж;
принадлежит нам» и до «Северного моста», включая фильм «Монахиня», непрестанно
ссылается на мировой заговор, распределяющий роли и ситуации в своего рода игре
в гуся, наводящего порчу.
Но если все — клише и заговор с целью их взаимообмена и
распространения, то на первый взгляд нет другого выхода, кроме кинематографа
пародии и презрения, за который часто упрекали Шаброля и Олтмена. А что же
тогда имели в виду неореалисты, когда говорили о противоположном, об уважении и
любви, необходимых для рождения нового образа? И кино вовсе не остается в
пределах негативной или пародийной критики, а вступает на путь высочайшей
рефлексии и непрестанно углубляет и развивает ее. У Годара мы обнаруживаем
формулы, выражающие суть данной проблемы: если образы превратились в клише как
снаружи, так и внутри, то как извлечь из всех этих клише Образ, «просто образ»,
самостоятельный ментальный образ? Ведь из множества клише должен выйти хотя бы
один образ... При какой политике и с какими последствиями? Что это еще за
неклишированный образ? Где заканчивается клише и начинается образ? И все же
если эти вопросы не находят немедленного ответа, то происходит это как раз
оттого, что множество ранее перечисленных свойств не составляет искомого
ментального образа. Пять свойств (а вместе с ними — психические и физические
клише) формируют некую оболочку, предоставляют необходимые внешние условия, но
не составляют образа, хотя и делают его возможным. И именно здесь необходимо
рассмотреть сходство «новой волны» с Хичкоком и ее отличие от него. «Новую
волну» с полным правом можно назвать не столько «хичкоко-хоуксианской», сколько
«хичкоко-марксовой». Предыдущая Следующая
|