Предыдущая Следующая
Неореализм уже очень хорошо знал о поджидавших его
технических трудностях
Неореализм уже очень хорошо знал о поджидавших его
технических трудностях и умел изобретать средства для борьбы с ними; как бы там
ни было, ему присуща непреложная интуитивная уверенность в рождении этого
образа. Что же касается французской «новой волны», то она, в свою очередь,
восприняла эту мутацию скорее интеллектуальным и рефлексивным путем. Вот
тогда-то форма-прогулка избавляется от пространственно-временньк координат,
доставшихся ей еще от старого социального реализма, и начинает иметь значение
сама по себе либо как выражение нового общества, нового и беспримесного
настоящего: поездки из Парижа в провинцию и обратно у Шаброля («Красавчик Серж»
и «Кузены»); блуждания, сделавшиеся аналитическими и инструментами анализа души
у Ромера (серия «Назидательных новелл») и у Трюффо (трилогия «Любовь в двадцать
лет», «Украденные поцелуи» и «Супружеская жизнь»); расследование- прогулка
Риветта («Париж: принадлежит нам»); расследование-прогулка Трюффо («Стреляйте в
пианиста») и в особенности Годара («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро»).
Именно теперь возникает череда очаровательных и трогательных персонажей, почти
не озабоченных постигающими их событиями, даже предательством, даже смертью;
они претерпевают и вызывают смутные события, которые согласуются между собой
так же плохо, как участки «какого-угодно-пространства», сквозь которое
пробегают герои. Название фильма Риветта эхом отвечает песенной формулировке
Пеги: «Париж не принадлежит никому». А в «Безумной любви» того же Риветта
нормальное поведение уступает место сумасшедшим позам и взрывным поступкам,
нарушающим и действия персонажей, и логическую связность репетируемой ими
пьесы. В этом образе нового типа наблюдается тенденция к исчезновению
сенсомоторных связей, а также всей сенсомоторной непрерывности, которая была
главной чертой образа- действия. И так происходит не только в знаменитой сцене
из «Безумного Пьеро»: «знаю, что делать», когда прогулка (баллада) незаметно
становится поэмой, которую поют и под которую танцуют; это также касается
увеличения количества сенсорных и моторных оплошностей, на первый взгляд
излишних; движений, дающих промашку: «легкое искривление спектив, замедление
времени, искаженность жестов» («Карабине-1» Годара, «Стреляйте в пианиста» или
«Париж принадлежит нам»)1. Оплошность становится символом нового реализма в
противовес отчетливости поступков реализма прежнего. Неловкие объятия,
неуклюжие драки и промахи при чирканье спичкой, настоящие сдвиги по фазе в
действиях и речи заменяют чересчур совершенные поединки из американского
реализма. Эсташ вкладывает в уста одного из персонажей «Матушки и шлюхи» такие
слова: «Чем больше кажешься фальшивым, тем дальше идешь; фальшь — это что-то
потустороннее». Предыдущая Следующая
|