Предыдущая Следующая
Итальянский неореализм выработал пять перечисленных выше
свойств
Именно итальянский неореализм выработал пять
перечисленных выше свойств. В ситуации конца войны Росселлини обнаруживает
дисперсивную и лакунарную реальность, и происходит это уже в фильме «Рим,
открытый город», но еще больше — в «Пайзе», серии фрагментарных и осколочных
встреч, ставящих под сомнение форму образа-действия САС. И скорее, именно
послевоенный итальянский экономический кризис вдохновил Де Сику, побудив его
нарушить форму АСА: в «Похитителях велосипедов» уже нет мирового вектора или
мировой линии, которые продлевали бы или согласовывали бы события; дождь всегда
может прервать или отклонить поиски, превратив их в бесцельную прогулку мужчины
и ребенка. Итальянский дождь становится символом пустого времени и возможного прерывания
действия. И к тому же, похищение велосипеда или даже несущественные события из
фильма «Умберто Д.» имеют жизненно важное значение для главных героев. Тем не
менее, фильм Феллини «Маменькины сынки» свидетельствует не только о
незначительности событий, но и о сомнительности их логической цепи, а также о
непринадлежности их тем, кто их претерпевает, — и все это в новой форме
прогулки. В разрушенных или реконструируемых городах неореализм множит
«какие-угодно-пространства», городские раковые опухоли, недифференцированную городскую
ткань, пустыри, противостоящие детерминированным пространствам из реализма
прежнего. А высится на горизонте,
вырисовывается на фоне этого мира, навязывает себя в третью очередь вовсе даже
не неприкрашенная реальность, но ее двойник, царство клише, внутренних и
внешних, в головах и сердцах людей и на всем протяжении пространства. Разве уже
«Паиза» не предлагает всевозможные клише, возникающие при встрече Италии с
Америкой? А в «Путешествии в Италию» Росселлини создает каталог клише чистой
«итальянщины» в том виде, как ее воспринимают прогуливающиеся буржуа: это и
вулкан, и музейные статуи , и христианская святыня... В фильме «Генерал делла
Ровере» тот же режиссер выводит клишированного героя. Для первых фильмов Феллини
характерно какое-то своеобразное изготовление, обнаружение и размножение клише,
внешних и внутренних: таковы роман-фотография «Белый шейх», фотоанкета из
«Брачного агентства», кабаре, мюзик- холлы и цирки, а также незамысловатые
песенки (ritournelles), то утешающие, то свидетельствующие об отчаянии. Надо ли
обнаруживать великий заговор, который организовал всю эту нищету и для которого
в Италии есть конкретное название — Мафия? Так, Франческо Рози в фильме
«Сальваторе Джулиано» написал портрет бандита без лица, перекроив историю в
соответствии с ролями, изготовленными из взаимозаменяемых частей, навязываемых
ей никем не назначенной властью, о которой узнают лишь по ее делам. Предыдущая Следующая
|