Предыдущая Следующая
В действительности то, что сыграло на руку американскому
кино, — отсутствие удушающей традиции, — теперь оборачивается против него. Ибо
кинематограф образа-действия сам породил традицию, от которой в большинстве
случаев может уйти лишь в негативную сторону. Великие жанры этого кино -
социальнопсихологический фильм, черный фильм, вестерн и американская комедия —
обваливаются либо прокручивают ничем не заполненные кадры. Поэтому для многих
великих режиссеров путь эмиграции оказался направлен в обратную сторону, и
причины этого связаны не с одним лишь маккартизмом. В действительности в этой
сфере в Европе было больше свободы; и великий кризис образа-действия вначале
произошел в Италии. Приблизительная периодизация такова: Италия — около 1948
года; к 1958 году — Франция; к 1968 году — Германия.
Почему же первой оказалась именно Италия? А не Франция
или Германия? Возможно, причина этого - весьма серьезная - лежит вне сферы
кино. Под влиянием Де Голля к концу войны Франция исполнилась историческими и
политическими амбициями, побудившими французов сыграть роль абсолютных
победителей: поэтому Сопротивление — партизан и подпольщиков — требовалось
представить в виде подразделения превосходно организованной регулярной армии, а
жизнь французов, даже наполненная конфликтами и двусмысленностями, должна была
изображаться как вклад в достижение победы. Такие условия не оказались
благоприятными для обновления кинематографического образа, который
поддерживался в рамках традиционного образа-действия на службе у чисто
французской «мечты». В итоге французское кино сумело порвать с традицией
довольно поздно и к тому же окольным - рефлексивным или интеллектуальным путем,
которым шла «новая волна». Совершенно иначе обстояли дела в Италии: разумеется,
она не притязала на лавры победительницы; однако, в отличие от Германии, здесь
не было контроля фашистов над кино, — с другой же стороны, итальянские мастера
могли изображать движение Сопротивления и жизнь народа в период фашистского
гнета без всяких иллюзий. Чтобы все это уловить, требовался лишь новый тип
«повествования», способный включить в себя эллиптическое и неорганизованное, —
как если бы кино вновь начинало с нуля, поставив под сомнение все достижения
американской традиции. А потому, итальянцы смогли интуитивно осознать новый
образ в процессе его возникновения. Однако этим мы не сможем объяснить ни одной
гениальной черты в первых фильмах Росселлини. Что мы объясняем - так это
реакцию некоторых американских критиков, видевших в них чрезмерные претензии
побежденной страны, одиозный шантаж и нечто вроде способа пристыдить
победителей. Но, тем не менее, весьма специфическая ситуация, сложившаяся в
Италии, сделала возможным появление неореализма. Предыдущая Следующая
|