Предыдущая Следующая
Когда Дзаваттини определяет неореализм как искусство
стыков
Когда Дзаваттини определяет неореализм как искусство
стыков; фрагментарных, эфемерных, отрывочных и неудачных встреч и столкновений,
— что он имеет в виду? Это определение касается «Лайзы» Росселлини и
«Похитителей велосипедов» Де Сики. А в фильме «Умберто Д.» Де Сика строит
эпизод в знаменитой последовательности, которую Базен приводит в пример: утром
в кухню входит молодая служанка, которая делает ряд машинальных жестов,
говорящих о том, как она устала: слегка прибирается, струей воды изгоняет
муравьев, берет кофемолку; закрывает дверь каблуком-шпилькой. А смотрит она на
свой живот: беременная, словно готова произвести на свет всю нищету этого мира.
Вот так внезапно, в заурядной или будничной ситуации, в продолжение ряда
несущественных, но тем более подчиняющихся простейшим сенсомоторным схемам,
жестов, возникает чисто оптическая ситуация, на которую маленькая служанка не
отвечает и не реагирует. Глаза и живот — вот уже и стык... Разумеется, стыки
могут принимать весьма разнообразные формы и даже досягать чего-то из ряда вон
выходящего, но при этом сохраняют все ту же формулу. Возьмем великую тетралогию
Росселлини, которая отнюдь не свидетельствует о разрыве с неореализмом, а,
наоборот, знаменует собой его венец. В фильме «Германия, год нулевой» показан
ребенок, посетивший чужую страну (потому-то этот фильм упрекали в отсутствии
коренной социальной основы, которую считали непременным условием неореализма) и
умирающий от увиденного. В фильме «Стромболи» выведена иностранка, которой в
откровении явился остров, и оно задело ее тем глубже, что она не обнаружила в
себе никакой реакции, смягчившей кошмар увиденного, интенсивную и обильную
ловлю тунца («это было ужасно...»), вызывающее панику своей мощью извержение
вулкана («я погибла, мне страшно, какая тайна, какая красота, о боже...»). В
«Европе-51» речь идет о женщине из мира бизнеса, которая после смерти сына
проходит сквозь ряд каких-угодно-пространств знакомясь с «жизнью толпы», с
жизнью трущоб и завода («казалось, я вижу осужденных»). Ее воззрения утрачивают
чисто практическую функцию, характерную для взглядов домохозяйки, привыкшей
расставлять по местам предметы и людей, а затем она учится всем видам
внутреннего зрения, проходит через горе, сочувствие, любовь, счастье и смирение
-вплоть до психиатрической больницы, куда ее заточают после «нового процесса
Жанны д'Арк»: она видит, она научилась видеть. «Поездка в Италию» рассказывает
о туристке, которую до глубины души волнует обыкновенная смена образов и
визуальных клише; в них она открывает нечто невыносимое, находящееся за
пределами того, что она лично может пережить1. Таково кино уже не действия, а
ведения. Предыдущая Следующая
|