Предыдущая Следующая
Изобретая ментальный образ или образ-отношение
Изобретая ментальный образ или образ-отношение, Хичкок
пользуется им для того, чтобы отгородить его от множества образов-действий, а
также от образов-перцепций и образов-переживаний. Именно здесь основа его
концепции кадра. Ментальный образ не только кадрирует остальные, но еще и
преобразует их, и проникает в них. Поэтому можно утверждать, что высшим
достижением и свершением фильмов Хичкока является подход к пределам
образа-движения. И все же некоторые из прекраснейших фильмов Хичкока вызывают
предощущение важного вопроса. От его «Головокружения» у нас действительно
кружится голова; и, разумеется, вызывает головокружение то, что в сердце
героини предстает как вариация. Того Же Самого с Тем Же Самым, проходящая через
все вариации ее отношений с другими (с мертвой женщиной, мужем и инспектором).
Но мы не должны забывать и об ином, более обычном головокружении, что чувствует
инспектор, который не может влезть по лестнице на колокольню и после этого
пребывает в странном созерцательном состоянии, редко встречающемся у Хичкока, а
здесь — передающемся всему фильму. А в «Семейном заговоре» обнаружение
некоторых отношений отсылает к функции ясновидения, пусть даже смехотворной.
Еще более прямым способом возникает ментальный образ у героя «Окна во двор», и
не просто потому, что он фотограф, но оттого, что он находится в состоянии
двигательной беспомощности: он как бы сведен к чисто оптической ситуации. И
если верно, что одно из нововведений Хичкока заключалось в том, что он
подразумевал участие зрителя в фильме, то не требовалось ли — более или менее
очевидным способом — уподоблять зрителям самих персонажей? Но тогда, возможно,
неизбежным покажется следующий вывод: ментальный образ является не столько
завершением образа-действия и прочих образов, сколько сомнением относительно их
природы и статуса. Более того, из-за разрыва сенсомоторных связей под вопрос
ставится весь образ-движение. И кризис традиционного кинообраза — то, чего
Хичкок желал избежать — все-таки случился после Хичкока, и частично — в связи с
его нововведениями. Предыдущая Следующая
|