Предыдущая Следующая
Хичкок вводит в кино ментальный образ
Хичкок вводит в кино ментальный образ. А это значит, что
он превращает отношения в объект образа, который не только добавляется к
образам-перцепциям, образам-действиям и образам-переживаниям, но еще и
кадрирует, и трансформирует их. У Хичкока возникают «фигуры» нового типа: это
фигуры мысли. В действительности ментальный образ сам по себе требует особых
знаков, не совпадающих со знаками образа- действия. Часто замечали, что сыщики
у Хичкока играют лишь второстепенную роль (кроме тех случаев, когда они
полностью вовлечены в отношения, как в фильме «Шантаж») и что индексы (улики)
имеют небольшое значение. Зато Хичкок разработал оригинальные знаки, согласно
двум типам отношений, естественным и абстрактным. В соответствии с естественным
отношением один терм отсылает к другим, входящим в их привычную серию, так что
каждый может «интерпретироваться» через другие: это ярлыки; но в любом случае,
возможно, что один из этих термов «выскакивает» за пределы канвы и появляется в
условиях, когда он выпадает из серии либо вступает с ней в противоречие, и в
этом случае мы будем говорить о снятии ярлыков. Следовательно, очень важно,
чтобы термы были совершенно обыкновенными для того, чтобы сначала мог
отделиться хотя бы один из них: как утверждает Хичкок, птицы из одноименного
фильма должны быть обыкновенными. Некоторые случаи, когда Хичкок использовал
этот прием, снискали известность: например, в фильме « Корреспондент-17»
мельница, чьи крылья вращаются в направлении, противоположном движению ветра,
или же самолет — распылитель химикатов из фильма «К северу через северо-запад»,
который появляется там, где нет удобряемого поля. Сюда же относятся и стакан
молока, который светится изнутри и потому становится подозрительным (из
«Подозрения»), и ключ, не лезущий в замок в фильме «В случае убийства набирайте
М». Порою снятие ярлыков происходит очень медленно, как в «Шантаже», где мы задаем
себе вопрос, действительно ли покупатель сигары нормально вовлечен в
обыкновенную серию «клиент - выбор - подготовка - зажигание спички», или же это
главный шантажист, пользующийся сигарой и своим ритуалом для того, чтобы на
этот раз спровоцировать молодую пару. С другой же стороны, согласно абстрактным
отношениям, символом мы называем не абстракцию, а конкретный предмет, служащий
носителем различных отношений или же вариаций одного и того же отношения
персонажа с другими персонажами или с самим собой. В фильме «Ринг» такой символ
— браслет, в « Тридцати девяти ступенях» — наручники, в «Окне во двор» —
обручальное кольцо. Снятия ярлыков могут совпадать с символами, особенно
наглядно это видно в «Дурной славе»: у одного из шпионов такую эмоцию
возбуждает бутылка, и тем самым она «выскакивает» за пределы естественной серии
«вино - погреб - ужин»; а ключ от погреба, который героиня держит в стиснутой
руке, является носителем отношений, поддерживаемых ею с собственным мужем, у
которого она этот ключ украла; с собственным возлюбленным, которому она
собирается его вручить; и с собственной задачей, состоящей в обнаружении того,
что находится в погребе. Мы видим, что один и тот же предмет (в данном случае
ключ) в зависимости от образов, в которые он входит, может функционировать как
символ («Дурная слава») или же как снятие ярлыка («В случае убийства набирайте
М»). В «Птицах» первая чайка, набрасывающаяся на героиню, представляет собой
явление снятия ярлыка, поскольку она насильственным путем покидает пределы
серии, объединяющей ее с собственным биологическим видом, с человеком и
Природой. Но тысячи птиц, когда все их виды объединились, -птицы, схваченные в
процессах подготовки, атаки и передышки, являются символом: это не абстракции
или метафоры, а настоящие птицы в буквальном смысле слова, но показывающие
инвертированный образ отношений людей с Природой и естественный образ отношений
людей между собой. Снятия ярлыков и символы на поверхностном уровне могут напоминать
индексы: на самом деле они радикально от индексов отличаются и составляют два
крупных типа знаков ментального образа. Снятия ярлыков суть потрясения
естественных отношений (серия), а символы - узлы отношений абстрактных
(множество). Предыдущая Следующая
|