Предыдущая Следующая
Среди массы превосходных комментаторов
Среди массы превосходных комментаторов (ибо ни один
кинорежиссер не послужил объектом для стольких комментариев) неуместно выбирать
между теми, кто видит в Хичкоке глубокого мыслителя, и теми, кто считает его
всего лишь великим развлекателем. Как бы там ни было, нет необходимости
превращать Хичкока в метафизика, платоника и католика, как делают Ромер и
Шаброль, — или же в глубинного психолога, как делает Душе. Хичкок скорее
является создателем непреложной концепции отношений, теоретической и
практической. Не только Льюис Кэрролл, но и большинство английских мыслителей
вообще продемонстрировали, что теория отношений является господствующим
разделом логики и может быть сразу и глубочайшей, и очень даже занимательной.
Если же Хичкок и затрагивал христианские темы, начиная с первородного греха, то
это потому, что они с самого начала включают в себя проблему отношений, что
прекрасно известно английским логикам. Отношения, или ментальный образ, — это
то, из чего, в свою очередь, исходит и Хичкок, то, что он называет постулатом;
и как раз отправляясь от этого базового постулата фильм, развивается с
математической или абсолютной необходимостью, вопреки неправдоподобию интриги и
действия. А раз мы исходим из отношений, то к чему приводит их внешний
характер? Может случиться так, что отношения «улетучатся» или внезапно
исчезнут, а персонажи не изменятся, но окажутся в пустоте: комедия «Мистер и
миссис Смит» считается одним из лучших произведений Хичкока как раз из-за
открывшейся ее героям истины, что внезапно чета узнает, что поскольку брак их
законным не является, они никогда не были мужем и женой. Может случиться и
противоположное: отношение «дает потомство» и размножается — и в него входят
имеющиеся с самого начала два терма и мнимые третьи, которые к ним
присоединяются, вводят новые разделения, или ориентируют отношение в новых
направлениях («Неприятности с Гарри»). Может быть, наконец, и так, что сами
отношения пройдут через вариации согласно осуществляющим их переменным, а также
повлекут за собой изменения в одном или же нескольких персонажах: как раз в
этом смысле персонажи Хичкока, разумеется, интеллектуалами не являются, но
ощущения, которые можно назвать интеллектуальными, свойственны им больше, чем
аффекты, так как они моделируют себя согласно разнообразным взаимодействиям
переживаемых ими союзов: «потому что...», «хотя...», «поскольку...», «если...»,
«если даже...» («Секретный агент», «Дурная слава», «Подозрение»). Во всех этих
случаях очевидно то, что отношения вводят сугубую нестабильность между
персонажами, ролями, действиями и декором. И моделью этих отношений служит
«виновный — невинный». Но также самостоятельная жизнь отношений влечет их по
направлению к своего рода равновесию, будь оно безутешным, отчаянным или даже
чудовищным: равновесие между невинным и виновным, возвращение каждому из них
собственной роли, «вознаграждение»
каждого за его действия хотя и достигаются, но ценой подхода к пределу, который
может подорвать или даже стереть множество. Таково безучастное лицо сошедшей с
ума жены из фильма «Не тот человек». Здесь Хичкок становится режиссером
трагическим: план у него, как всегда в кинематографе, имеет две грани, и одна
обращена к персонажам, объектам и действиям в движении, а другая - к целому,
постепенно изменяющемуся по мере развертывания фильма. Однако у Хичкока изменяющееся
целое затрагивает эволюцию отношений, движущихся от вводимого ими отсутствия
равновесия между персонажами к страшному равновесию, обретаемому ими в самих
себе. Предыдущая Следующая
|