Предыдущая Следующая
Для Делёза субъект восприятия кино и сознающий субъект
(совершающий рефлексивные акты) принципиально различны. Субъект восприятия —
становящийся, тот, через которого проходят образы слабой интенсивности, где
время не может обнаружить себя «здесь и сейчас», в момент фиксации явления, но
благодаря которым мы застаем характер восприятия уже изменившимся. Еще Августин
обращал внимание на эту особенность времени ускользать, когда о нем начинаешь
думать, и существовать тогда, когда о нем забываешь. Из этого можно сделать
вывод о том, что время конституируется сознанием, то есть мыслить время следует
как серию моментов «теперь», в каждый из которых постоянно утрачивается прошлое
и никак не может наступить будущее. Но можно разрешить парадокс Августина
иначе, разделив сознающего субъекта и субъекта восприятия.
Важный шаг в этом направлении делает Хайдеггер
Важный шаг в этом направлении делает Хайдеггер, когда
обнаруживает в структуре Dasein соприсутствие собственного и несобственного
бытия. Это различие вводит ситуацию становления в восприятие времени. Под
собственным бытием понимается трансцендентальный субъект, самосоздающий себя в
акте рефлексии. В своей критике Гуссерлевой феноменологии Хайдеггер показывает,
что ее стремление к чистоте феноменологической редукции не учитывает тот нередуцируемый
остаток, где остается несобственное бытие, или бытие-с-другим. Другой или,
точнее, — «другие», которые лишают «я» возможности полностью присвоить себе
восприятие в акте рефлексии, это «мы», сама повседневность. Бытие-с-другим —
то, что принадлежит порядку повседневности, а значит, является внешним условием
всего того, что «я» освоило как внутреннее или как собственное, в том числе и
время.
Хайдеггер пишет: «Нетрудно видеть, что
"повседневность" представляет собой специфическое понятие времени». И
с этим нельзя не согласиться. Правда, трудность возникает в том, что это такое
понятие, которое ускользает от нашего внимания, направленное не на вот бытие, а
«прочь от себя». То есть время повседневности, или время бытия-с (а не бытия),
нерефлексивно, оно находится за рамками тех силовых актов сознания, которые
разрывают время и повседневность, оно всегда между ними, там, где силы
активного понимания и само понимания вступают во взаимодействие, гасят друг
друга, открывая место непсихологического, неэмпирического,
нетрансцендентального восприятия, место, где властвует повседневность. Предыдущая Следующая
|