Предыдущая Следующая
Одно из радикальных разрешений этого парадокса было
предложено Лейбницем в его теории «несовозможных» миров, одному из которых
принадлежит настоящее, а другому - будущее.
Ложное
повествование становится у этих режиссеров важным фактором, участвующим в
создании образа. Конечно, подобные эффекты, будучи элементом повествования,
могут быть легко обнаружены и в литературе (например, у Амброиза Бирса или
Борхеса), но в кино эти аномалии повествования порождены самой
кинематографической техникой, извлекающей образы из перцептивной материи, в
которой нет различия между будущим и настоящим, где и, то и другое имеет равно
виртуальное существование. Кино — пространство сосуществования несовозможных
миров, несовозможных в том времени, которое «течет» из прошлого, минуя
настоящее, в будущее, формируя единственную ось времени, где мир в каждый
момент един и единствен. Но такое со-существование невозможно также и в
ситуации феноменологического времени, в котором есть только настоящее («здесь и
сейчас») и где благодаря наличию настоящего, совмещающему в себе воспоминание
прошлого и предчувствие будущего, само время есть (как неразрывное единство
времени восприятия и времени воспринятого). Другими словами, акт восприятия
размещен во времени точно так же, как в явлении обнаруживает себя воспринятое,
и в акте рефлексии за восприятием и воспринятым закрепляется один и тот же
момент времени1. Таким образом, время накрепко связывается с субъектом
сознания, частным случаем которого является субъект восприятия (понимаемый
феноменологией как эмпирический субъект). Когда Гуссерль в акте
феноменологической редукции призывает взять эмпирического субъекта в скобки,
открывая тем самым путь к трансцендентальной субъективности, данная процедура
вовсе не означает отказа от эмпирического восприятия. Напротив, последнее
остается в качестве важного элемента субъективности, только теперь оно получает
для себя трансцендентальные основания. Фактически время эмпирического субъекта
и время трансцендентального субъекта — одно и то же, это — время момента
«теперь», поток моментов «теперь», неподвижных срезов восприятия, приводимых в
движение сознанием. Изменчивость этого времени не затрагивает характер
субъективности, поскольку субъект остается единым, центрирующим мир вокруг
себя. Проблема времени как становления здесь оказывается не затронута. Переход
от эмпирического субъекта к трансцендентальному — не становление, которое
всегда есть становление другим, а обнаружение более глубоких оснований
субъективности, стремление к чистоте рефлексивного акта. Предыдущая Следующая
|