Предыдущая Следующая
Итак, мы имеем еще одну характеристику виртуального
(исходя из времени) — это становление настоящего прошлым. Сосуществование двух
вышеуказанных направлений времени несинтезируемо. И на этой принципиальной
расколотости времени настаивает Делёз, интерпретирующий время как движение
различия, как постоянное «отличие от самого себя»1. Итак, если в первом томе
анализировался только кинетический образ (Делёз называет его также
«органическим»), описание которого не зависит от объекта, то во втором ключевым
оказывается образ кристаллический (или — «временной»), где мы наблюдаем уже
иную ситуацию — становление образа объектом. Если в первом случае мы имеем дело
прежде всего с сенсомоторной схемой, с действием, повествованием, языком,
предполагающими знание, усвоение и чтение определенных моделей, то во втором —
это как раз та оптико-звуковая ситуация, которая задает видение вне рамок только
зрения, то есть именно здесь с максимальной отчетливостью проявляет себя
бытие-свет. Иными словами, повествование в случае кристаллических образов, в
которых актуальное уже неотделимо от его собственного виртуального, возникает
вопреки сенсомоторным схемам органических образов; движение, открытое ранним
кинематографом, сжимается, и создается ощущение, что образ-кристалл
непосредственно апеллирует к «смыслу». А если быть более точным, то «смыслом»
здесь оказывается сама выразительность, возникающая из непосредственной связи
со световой материей.
В каком отношении находится киноповествование
В каком отношении находится киноповествование,
рассказываемая в фильме история с теми образами, которые описывает Делёз? Надо
сказать, что одной из самых распространенных оппозиций в теории кино —
литературности и изобразительности — Делёз практически не касается. Для
описания образов он в равной мере прибегает и к типу изображения (свет у
Дрейера, крупный план у Бергмана, рамка кадра у Ренуара и т. п.), и к повествовательным
схемам (особенно в отношении фильмов образа-действия — вестернов, детективов,
музыкальных комедий). Для него повествование — один из кинематографических
элементов, участвующих, наравне с прочими, в создании органического образа, или
образа-движения. Однако повествование предполагает хронологичность времени,
возможность воображения привести историю в порядок, установить правильность
направления развития рассказа. С хронологичностью порывает кристаллический
образ, который выводит время на первый план, в результате чего пространство
развития рассказа становится складчатым, прерывным, аномальным. «Парадокс
случайных будущих», в котором время ставит под сомнение саму категорию истины2,
оказывается наглядно представлен в фильмах Уэл. Предыдущая Следующая
|