Предыдущая Следующая
При чем же тут кино? Когда Годар говорит: «Один, два,
три», речь идет не только о добавлении одних образов к другим, но и о
классификации типов образов, и о работе в пределах этих типов. Возьмем для
примера бурлеск. Если мы вынесем за скобки Чаплина и Китона, которые довели до
совершенства две основные формы восприятия бурлеска, мы сможем утверждать: 1 —
это Лэнгдон, 2 — это Лаурел и Харди, 3 — это братья Маркс. У Лэнгдона мы
фактически видим образ-переживание, настолько чистый, что он не в состоянии
актуализоваться в какой-либо материи или среде, и получается, что он навевает
своему «носителю» неодолимый сон. Однако у Лаурела и Харди уже иное:
образ-действие, вечный поединок с материей, со средой, с женщинами, с ближними,
и Лаурела с Харди; они сумели разложить поединок, нарушив какую бы то ни было
одновременность в пространстве, чтобы заменить ее последовательностью во
времени — удар на удар, затем удар на другой, так что поединок растет до
бесконечности, а его следствия не смягчаются из-за усталости, а увеличиваются
по нарастающей. И все же Лаурел — как бы № 1 в паре, аффективный ее
представитель, то и дело теряющий голову и навлекающий практические катастрофы,
но он одарен вдохновением, позволяющим ему выпутываться из ловушек материи и
среды; а вот Харди, №2, человек действия, настолько лишен ресурсов интуиции и
находится в плену у грубой материи, что он попадает во все ловушки в действиях,
за которые ответственность берет на себя, — и во все катастрофы, которые вызвал
избежавший их Лаурел. Наконец, братья Маркс — это №3. Разделение между братьями
проведено таким образом, что Харпо и Чико чаще всего выступают в одной группе,
а Гручо «работает» сам по себе, иногда заключая союз с двумя другими.
Воспринимаемый в нераздельном множестве, состоящем из трех, Харпо — это 1,
представитель «небесных» аффектов, но к тому же и инфернальных импульсов:
прожорливости, сексуальности и деструктивности. Чико — это 2, и он берет на
себя действие, инициативу, поединки со средой, стратегию усилия и
сопротивления. Харпо прячет в свой громадный непромокаемый плащ самые
разнообразные предметы, клочья и куски, которые могли бы послужить какому
угодно действию; но сам по себе он находит им лишь аффективное или фетишистское
применение, и именно Чико извлекает из них средства для организованного
действия. Наконец, Гручо — это 3, человек интерпретаций, символических актов и
абстрактных отношений. Тем не менее каждый из трех в равной мере принадлежит
образуемой ими троичности. Харпо и Чико уже находятся в таких отношениях, что
Чико бросает слово Харпо, который должен принести соответствующий предмет, при
помощи непрестанно искажающейся серии (такова серия
flash-fish-flesh-flask-flush... в фильме «Расписные пряники»), и наоборот,
Харпо предлагает Чико загадку языка жестов в серии мимических движений, которые
Чико должен непрестанно разгадывать, чтобы извлекать из них предложения. Но Гручо
доводит искусство интерпретации до крайней степени, поскольку он мастер
умозаключения, аргументов и силлогизмов, обретающих беспримесное выражение в
бессмыслице: «Или этот человек мертв, или часы у меня остановились», — говорит
он, щупая пульс Харпо в фильме «День на скачках». Величие братьев Маркс во всех
его смыслах состоит в том, что они ввели в бурлеск ментальный образ. Предыдущая Следующая
|