Предыдущая Следующая
Пирс настаивает на следующем: если одинарность есть
«один» сам по себе, двоичность — два, а троичность
— три, то в
двух термах всегда необходимо, чтобы первый из них на свой лад «подхватывал»
одинарность, а второй — утверждал двоичность. Тогда в трех будет один
представитель одинарности, один — двоичности и один — троичности. Стало быть,
мы имеем не только 1, 2, 3, но 1, 2 в двух, а также 1, 2, 3 в трех. Здесь можно
усмотреть своего рода диалектику, хотя сомнительно, чтобы диалектика могла
охватить множество таких движений; скорее можно сказать, что она является их
интерпретацией, и интерпретацией весьма недостаточной.
Несомненно, образ-переживание был уже чреват ментальным
(чистое сознание). Его имел в виду и образ- действие — в цели действия
(концепция), в выборе средств (суждение) и во множестве импликаций
(умозаключение). С тем большим основанием «фигуры» вводили ментальное в образ.
Но совсем другое дело
— превратить
ментальное в объект образа как таковой, в образ специфический, явный,
обладающий собственными фигурами. Равнозначно ли это утверждению, будто такой
образ должен представлять нам чью-либо мысль, или даже чистую мысль и чистого
мыслителя? Разумеется, нет, хотя попытки в этом направлении и предпринимались.
Ведь, с одной стороны, образ в этом случае становится слишком абстрактным или
даже смешным. С другой стороны, образ-переживание и образ-действие и так
содержат довольно много мыслей (возьмем, например, умозаключения,
Пирс эксплицитно не ссылается на эти два типа отношений
Пирс эксплицитно не ссылается на эти два типа отношений,
различение которых восходит к Юму. Но пирсовская теория «интерпретанта» и его
собственное отграничение «интерпретанта динамического» от «интерпретанта
финального» частично перекраивают упомянутые два типа отношений касающиеся
образа, у Любича). Когда мы говорим о ментальном образе, мы имеем в виду иное:
это образ, берущий себе объекты из мысли, объекты, обладающие собственным
существованием за пределами мысли, подобно тому как объекты перцепции обладают
собственным существованием за пределами перцепции. Это образ, берущий в
качестве объекта отношения, символические акты и интеллектуальные ощущения. Он
может быть — хотя и необязательно — сложнее прочих образов. Он с необходимостью
вступает с мыслью в новые и непосредственные отношения, что резко отличает его
от прочих образов. Предыдущая Следующая
|