Предыдущая Следующая
Кризис образа-действия
После того как Пирс различил переживание и действие,
названные им, соответственно, Одинарностью и Двоичностью, он добавил к ним
образ третьего типа: «ментальное», или Троичность. Множество троичности
представляет собой терм, отсылающий ко второму терму при помощи еще одного или
нескольких термов. Эта третья инстанция предстает в значении, законе, или
отношении. На первый взгляд все это уже включено в действие, но лишь на первый
взгляд: действие, то есть поединок или пара сил, подчиняется законам, которые
делают его возможным, но осуществлению его никакой закон никогда не
способствует; хотя действие имеет некое значение, не значение образует его
цель, ибо цель и средства не включают в себя значение; действие устанавливает
отношения между двумя термами, но эти пространственно-временные отношения
(например, оппозицию) не следует смешивать с логическими. С одной стороны, по
Пирсу, за пределами троичности ничего нет: за ее пределами все сводится к
сочетаниям между 1, 2 и 3. С другой же стороны, троичность, то есть то, что
составляет «три как таковое», невозможно свести к двоичностям: к примеру, если
А «дает» В для С, то происходит это не так, как если бы А бросало В (первая
пара), а С подбирало В (вторая пара); если А и В совершают «обмен», то происходит
это не так, как если бы А и В расстались, соответственно, с а и в, и овладели,
соответственно, в и а. Итак, троичность вдохновляет не на действия, но на
«акты», обязательно содержащие символический элемент некоего закона (давать,
обменивать); не на перцепции, но на интерпретации, отсылающие к некоему
элементу смысла; не на переживания, а на интеллектуальные ощущения отношений
типа ощущений, сопровождающих употребление логических союзов вроде «потому
что», «хотя», «чтобы», «стало быть» «и вот» и т. д. Возможно, именно в
отношении троичность обнаруживает свою наиболее адекватную репрезентацию; ведь
отношение всегда является третичным и — с необходимостью — внешним для
собственных термов. И философская традиция различает два типа отношений:
естественные и абстрактные, причем значение, скорее, свойственно первым, а
закон или смысл - вторым. С помощью первых мы естественно и без труда переходим
от одного образа к другому, например, от портрета к модели, затем - к
обстоятельствам написания портрета, затем — к месту, где модель находится
теперь и т. д. Так происходит формирование обыкновенной последовательности или
серии образов, и эта серия, во всяком случае, не является неограниченной, ибо
естественные отношения достаточно скоро исчерпывают все свои последствия.
Вторая разновидность отношений, отношения формальные, наоборот, обозначает
обстоятельства, в которых мы сравниваем два образа, не объединенных в сознании
естественным путем (например, две весьма непохожие геометрические фигуры, общим
свойством которых является то, что они — конические сечения). Здесь происходит
уже не формирование серии, а сложение целого . Предыдущая Следующая
|