Предыдущая Следующая
Это не линия, объединяющая части в целое, но линия,
связывающая или согласующая гетерогенное
Это не линия, объединяющая части в целое, но линия,
связывающая или согласующая гетерогенное, сохраняя его как гетерогенное.
Мировая линия соединяет комнаты «из глубины дома» с улицей, улицу с озером, с
горой, с лесом. Она соединяет мужчину с женщиной, и их обоих с космосом. Она
связывает между собой желания, страдания, заблуждения, испытания, триумфы,
умиротворенность. Она связывает напряженные моменты, отображая их в виде точек,
через которые проходит. Она связывает живых с мертвыми: именно такая мировая
линия, визуальная и звуковая, привязывает старого императора к убитой
императрице в фильме «Принцесса Йоки». И точно такая же мировая линия у
горшечника из «Угецу моногатари», и проходит она через фею-соблазнительницу, и
герой видит мертвую супругу, чье «исчезновение» стало чистой интенсивностью
присутствия: герой обследовал все комнаты дома, вышел из него и вернулся во
двор, где тем временем воплотился призрак. Каждому из нас предстоит открыть
свою мировую линию, но обнаруживаем мы ее не иначе, как ее вычерчивая, проводя
ее в виде складчатой черты. Вселенским линиям присуща сразу и физика, находящая
свою кульминацию в плане-эпизоде и тревеллинге, и метафизика, которую образуют
темы Мидзогути. И вот здесь-то и оказывается камень преткновения: мы попадаем
прямо в точку, где метафизика идет на столкновение с социологией. И
столкновение это не теоретическое: происходит оно в японском доме, где
глубинные комнаты подчинены «передней иерархии»; в японском пространстве, где
связь между его частями должна определяться требованиями иерархической системы.
Социологическая идея Мидзогути в этом отношении проста и мощна: для него не
существует мировой линии, которая не проходила бы через женщин или даже не
эманировала бы из них, — тем не менее, социальная система обрекла женщин на
угнетенное состояние, зачастую — на скрытую или явную проституцию. Мировые
линии принадлежат женщинам, но социальное положение женщин сводится к
проституции. Сама сущность этих линий находится под угрозой: как могут они
пережить самих себя, продлиться, или даже обнаружиться? В «Повести о поздней
хризантеме» женщина влечет мужчину по мировой линии и преображает жалкого ак-
теришку в великого мастера; но она знает, что сам успех прервет линию и ей
будет уготована смерть в одиночестве. В «Повести Тикамацу» герои не знают о
собственной любви и догадываются о ней лишь тогда, когда им обоим предстоит
спасаться бегством, но теперь их мировая линия станет уже линией бегства, и они
обречены на провал. Сила этих образов в том, что когда мы присутствуем при
возникновении некоей линии, каждый момент неотступно сопровождается мыслью о
резком обрыве этой линии. Еще трагичнее обстоят дела в фильме «Жизнь О-Хару,
куртизанки», где мировая линия, ведущая от матери к сыну, оказывается
бесповоротно перечеркнута стражей, которая несколько раз увозит несчастную от
юного принца, некогда произведенного ею на свет. И если в фильмах Мидзогути «о
гейшах» непрестанно воскрешаются мировые линии, то происходит это не в
исчезновении, которое все же является способом существования таких линий, а в
преграждении пути к истокам, что либо обрекает героинь на существование в духе
древнего отчаяния, либо дает им в качестве последнего убежища твердость
современных проституток. Тем самым Мидзогути достигает крайнего предела
образа-действия: происходит это, когда мир бедствий ломает все мировые линии и
превращает реальность в дезориентированную и бессвязную. Правда, Куросава, со
своей стороны, приблизился к последнему пределу другого аспекта
образа-действия: когда бедствия в мире растут до такой степени, что рушится
большой круг и обнаруживается хаотическая — и теперь уже только рассыпающаяся —
реальность («Додескаден» с его трущобным кварталом, где в качестве
единственного целого дано боковое движение идиота, который этот квартал
пересекает, воображая, что он трамвай). Предыдущая Следующая
|