Предыдущая Следующая
Последняя проблема, выходящая за рамки постепенного
монтажного согласования
Последняя проблема, выходящая за рамки постепенного
монтажного согласования, касается обобщенной связи кусков пространства. Этому
эффекту способствуют четыре метода, и здесь они опять же определяют как
своеобразную метафизику, так и конкретную технику: относительно высокое
положение кинокамеры, производящее впечатление «наезда вниз в перспективе» и
обеспечивающее развертывание сцены на ограниченном участке; сохранение одного и
того же угла съемки для смежных планов, обеспечивающее эффект скольжения и
закрывающее купюры; принцип дистанции, который запрещает делать планы больше
среднего и позволяет осуществлять круговые движения камеры, не нейтрализуя
сцену, а, наоборот, поддерживая ее и доводя ее интенсивность в пространстве до
крайности (к примеру, агония женщины из «Повести о поздней хризантеме»);
наконец (отметим особо), план-эпизод в том виде, как он был проанализирован
Ноэлем Бёрчем, и в той специфической функции, какую он обретает у Мидзогути, —
истинный «план-свиток», развертывающий последовательные куски пространства, с
которыми тем не менее сочетаются разнонаправленные векторы (согласно Бёрчу,
наиболее прекрасные примеры здесь можно найти в фильмах «Сестры Гиона» и «Повесть
о поздней хризантеме») нам кажется существенным в том, что называли причудливым
движением камеры у Мидзогути: план-эпизод обеспечивает своего рода параллелизм
различно ориентированных векторов и тем самым формирует связь между
разнородными кусками пространства, наделяя весьма специфической однородностью
пространство, таким образом складывающееся. В таком беспредельном удлинении или
растягивании мы именно в этом случае соприкасаемся с изначальной природой
пространства малой формы: разумеется, оно не меньше пространства большой формы.
«Малым» оно является благодаря происходящему в нем процессу: его безмерность
проистекает от связи между составляющими его кусками, от параллелизации
различных векторов (сохраняющих свои различия), а также от однородности,
формирующейся лишь постепенно. Отсюда интерес к широкоэкранному кино, который
Мидзогути испытывал в конце жизни, а также его предчувствие новых ресурсов,
предоставляемых широкоэкранным кино для его концепции пространства. Эту
концепцию можно назвать концепцией «складчатой» или ломаной линии. А складчатая
или ломаная линия представляет собой знак одной или нескольких мировых линий,
изначальную природу этого аспекта пространства. И как раз Мидзогути добрался до
вселенских фибр, до мировых линий и непрестанно вычерчивал их во всех своих
фильмах: тем самым он наделяет малую форму несравненной амплитудой. Предыдущая Следующая
|