Предыдущая Следующая
Но в этих мертвецах есть нечто умиротворенное и
позволяющее предсказать более полный ответ. Четвертый случай дает возможность
заново сформулировать множество вопросов и ответов. В фильме «Жить», одном из
лучших у Куросавы, ставится вопрос: что делать, если тебе известно, что ты
обречен и проживешь, лишь несколько месяцев? Но правильно ли сформулирован
вопрос? Все зависит от данных. Следует ли его понимать так: что делать, чтобы,
в конце концов познать удовольствие? И герой, пораженный и неловкий, ходит по
злачным местам. Но разве это подлинные данные для формулировки вопроса? Нельзя
ли это назвать скорее прикрывающим и скрывающим его волнением? Испытав сильное
влечение к некоей девушке, герой узнает от нее, что вопрос этот нельзя назвать
и запоздалой любовью. Она учит его на собственном примере, рассказывая, что
занимается серийным изготовлением маленьких механических кроликов и счастлива
от сознания того, что они попадут в руки незнакомых детей и проедут по всему
городу. И герой начинает понимать: сведения о вопросе «Что делать?» содержатся
в полезной задаче, которую надо выполнить. В итоге он вновь берется за проект
городского парка, тем самым преодолевая перед смертью все стоявшие у него на
пути препятствия. Тут опять же можно сказать, что Куросава нам сообщает нечто
хотя и гуманистическое, но довольно банальное. Но ведь фильм совсем о другом:
об упорных поисках вопроса и сведений о нем, о прохождении через различные
ситуации. И о том, что в результате продвижения поисков ответ, наконец найден.
Единственный ответ состоит в том, чтобы вновь собрать данные, «перезарядить»
мир данными, пустить нечто в ход — по мере возможности и сколь бы малым оно ни
было — так, чтобы на основе этих новых или обновленных данных возникали и
распространялись вопросы менее жестокие, более радостные и близкие к Природе и
жизни. Именно так поступил Дерсу Узала, когда захотел, чтобы ему починили
хижину и оставили в ней немного еды, чтобы заходящие туда путешественники могли
подкрепиться и продолжать путь. Вот тогда можно стать тенью и умереть: тогда мы
возвращаемся от дыхания к пространству, мы вновь соединяемся с
пространством-дыханием, превращаемся в парк, лес или механического кролика в
том смысле, в каком Генри Миллер говорил, что если бы ему было суждено вновь
родиться, он бы родился парком. Параллель между Куросавой и Мидзогути столь же
расхожа, как между Корнелем и Расином (правда, с обратным хронологическим
порядком). Почти исключительно мужской мир Куросавы противостоит женской
вселенной Мидзогути. Творчество Мидзогути принадлежит к малой форме в такой же
мере, как творчество Куросавы — к большой. Подписью Мидзогути могла бы стать не
сплошная черта, а ломаная линия, вроде той, что возникает на озере из фильма
«Угецу моногатари», где рябь на воде занимает целый кадр. Оба режиссера
свидетельствуют не столько в пользу дополнительности двух форм, способствующей
их взаимопревращению, сколько в пользу их отчетливого различения. Но подобно
тому, как Куросава — с помощью своей техники и метафизики — подвергает большую
форму расширению, которое выглядит как трансформация «прямо на месте»,
Мидзогути вызывает удлинение и растягивание малой формы, преобразующее ее
основы. То, что Мидзогути исходит из второго принципа, уже не из дыхания, а из
остова, из небольшого кусочка пространства, который необходимо соединить со
следующим куском, очевидно со многих точек зрения. Все исходит из «глубин», то
есть из куска пространства, предоставленного женщинам, из «тайного тайных в
доме» с его тонким остовом (несущими конструкциями) и занавесями. В фильме
«Повесть Тикамацу» действие, то есть бегство супруги, предваряется настоящей
геометрической игрой в комнате жены героя. И, разумеется, в самом доме целая
система связей работает при помощи скользящих и раздвижных перегородок. Однако
проблема согласования одного куска пространства с другим возникает именно при
взаимосвязи дома с улицей; в более обобщенных случаях, после того, как персонаж
выходит из кадра или камера покидает персонажа, тут вмешивается множество
посредничающих пустот. План определяет ограниченную территорию, например,
видимую часть покрытого туманом озера в «Угецу моногатари»; или же холм
преграждает горизонт, и пейзаж, переходя из одного плана в другой, исключает
постепенное перетекание одних красок в другие и утверждает смежность,
противостоящую непрерывности. И все же нет смысла говорить о дробном
пространстве, хотя речь и идет о непрерывном разделении. Ведь каждая сцена и
каждый план должны вознести персонажа или событие на вершину их
самостоятельности, напряженности их присутствия. Эту напряженность следует
удержать и продлить даже в падении, где обыкновенно она равна нулю, — не
смешивая ее ни с какой иной напряженностью, например, с «исчезновением»,
имманентным модусом всякого присутствия (как мы увидим, это весьма отличается от
того, что происходит у Одзу). Пространство тем менее является дробным, что
процесс его сложения проходит в кусках, которым мы только что дали определение:
пространство формируется не зрительно, а через прохождение пути, и единица
прохождения пути представляет собой сектор или кусок пространства. В
противоположность Куросаве, у которого важность бокового движения зависит от
того, что встречается на пути в обоих направлениях в пределах более или менее
обширного круга, чьим диаметром такое движение является, боковое движение у
Мидзогути происходит постепенно, в определенном, но беспредельном направлении,
которое само создает пространство, а не предполагает его. И определенное
направление ни в коей мере не имеет в виду единства направления, ибо
направленность движения варьирует с каждым куском пространства, поскольку с
каждым таким куском сочетается собственный вектор (это варьирование направлений
достигает кульминации в фильме « Герой-святотатец »). Это не просто перемена
мест, а парадокс последовательного пространства, то есть пространства, где
сполна утверждается время, хотя и в форме функции переменных такого
пространства: так, в «Угецу моногатари» мы видим героя, купающегося с феей;
затем — изобилие, от которого прошествии нескольких месяцев». Предыдущая Следующая
|