Предыдущая Следующая
Ввести ментальный образ в кино и превратить его в
завершение и довершение всех остальных образов
Ввести ментальный образ в кино и превратить его в
завершение и довершение всех остальных образов — такова была задача и у
Хичкока. Как писали Ромер и Шаброль по поводу фильма «Набирайте M в случае
убийства», «вся последняя часть фильма представляет собой лишь изложение
логического рассуждения, но, тем не менее, она не утомляет». И это касается не
только финалов хичкоковских фильмов, так бывает с самого начала: «Страх сцены»
со своим знаменитым «flashback», вводящим в заблуждение, начинается с
интерпретации, которая предстает как недавнее воспоминание или даже восприятие
чего-то недавнего. Ведь у Хичкока и действия, и переживания, и перцепции — все
от начала и до конца является интерпретацией. «Веревка» состоит из
одного-единственного плана, поскольку ее образы являются всего лишь хитросплетениями
одной-единственной цепи рассуждений. И объясняется это просто: в фильмах
Хичкока дано действие (в настоящем, будущем или прошедшем времени), а затем оно
буквально окружается множеством отношений, вызывающих варьирование его
субъекта, характера, цели и т. д. В счет идет не автор действия, не тот, кого
Хичкок презрительно называл whodunit (кто это сделал?), ведь это, кроме
прочего, нельзя назвать самим действием: важно множество отношений, в которые
оказались вовлечены действие и его субъект. Отсюда весьма специфический смысл
кадра: предварительные чертежи кадрирования, четкие границы кадра, явное
устранение закадрового пространства объясняются постоянным обращением Хичкока
не к живописи и не к театру, а к коврам, то есть к ткачеству. Кадр напоминает
основу, к которой прикреплена цепь действий, тогда как действие образует не
более чем подвижный уток, пробегающий вверху и внизу. Теперь становится
понятным, отчего Хичкок обычно работает с короткими планами (сколько кадров,
столько и планов): каждый план показывает какое- нибудь отношение или его
вариацию. Но теоретически единственный план из «Веревки» ни в коей мере не
является исключением из этого правила: весьма непохожий на план-эпизод Уэллса
или Дрейера, двумя способами стремящегося подчинить кадр некоему целому,
единственный план Хичкока подчиняет целое (отношения) кадру, довольствуясь
приоткрыванием кадра в длину с тем условием, что в ширину он остается закрытым,
совершенно так же, как если ткать бесконечно длинный ковер. Как бы там ни было,
существенным является то, что действие, так же как и переживание, и перцепция,
кадрируются в некоей ткани отношений. Именно эта цепь отношений составляет
ментальный образ в противоположность утку действий, перцепций и переживаний. Предыдущая Следующая
|