Предыдущая Следующая
Впрочем, если бы Куросава не имел других заслуг, он был
бы только крупным режиссером, развивавшим большую форму, и его можно было бы
понять по ставшим классическими западным критериям. Его исследование дна
общества соответствовало бы западным криминальным или «мизерабилистским»
фильмам; его большой круг мира бедняков и мира богачей отсылал бы к либеральной
гуманистической концепции, которую Гриффит умело навязывал, одновременно и как
данность Вселенной, и как основу монтажа (и фактически Куросава видит мир
по-гриффитовски: существуют богачи и бедняки, и им необходимо понять друг друга
и договориться между собой...). Словом, необходимость предшествующей действию
экспозиции хорошо отвечала бы формуле СА: от ситуации к действию. И все-таки в
рамках большой формы такого типа многие аспекты свидетельствуют о глубокой
оригинальности, которую, разумеется, можно связать с японскими традициями, — но
они также объясняются и гением Куросавы. Данные, полным изложением которых
занимается этот режиссер, не являются простыми данными о ситуации. Это данные о
вопросе, кроющемся в ситуации, свернутом в ней, и их-то герой и должен
обнаружить, чтобы быть в состоянии действовать, чтобы суметь на ситуацию
прореагировать. «Ответом», следовательно, служит не только реакция на ситуацию,
но и в более глубоком смысле — ответ на вопрос или решение проблемы, которые
ситуация оказалась не в состоянии раскрыть. Если и есть какое-то родство между
Куросавой и Достоевским, то оно направлено именно к этой точке: у Достоевского
сколь бы чрезвычайной ни была ситуация, герой намеренно этим пренебрегает и
стремится сначала отыскать еще более неотложный вопрос. Как раз это любит
Куросава в русской литературе, и такова связь между Россией и Японией, которую
он устанавливает. Из ситуации следует извлечь содержащийся в ней вопрос, а
также обнаружить сведения о тайной проблеме, - и только они позволят на этот
вопрос ответить, а без них само действие ответом не было бы. Получается, что
Куросава является своего рода метафизиком и изобретает расширение большой
формы: он преодолевает ситуацию по направлению к вопросу и поднимает сведения
на уровень данных о уже вопросе, а не о ситуации. И не важно, что и сам вопрос
порою представляется нам лишь вводящим в заблуждение, буржуазным, а также
продуктом пустого гуманизма. В счет идет именно эта форма выявления
«какого-угодно-вопроса», не столько его содержание, сколько его интенсивность;
скорее содержащиеся в нем сведения, нежели его предмет; данные, в любом случае
превращающие его в вопрос сфинкса или ведьмы. Предыдущая Следующая
|