Предыдущая Следующая
Теперь рассмотрим область эстетики
Теперь рассмотрим область эстетики, соответствующую
понятию пейзажа. Китайская и японская живопись имеют в своей основе два
основополагающих принципа: с одной стороны, это первозданная пустота и дыхание
жизни, проницающее все вещи в Едином, объединяющее их в некое целое и
преобразующее их сообразно движению большого круга или органической спирали; с
другой стороны, это пустота срединная, а также остов, сочленение, сустав,
складка или ломаная линия, ведущая от одного бытия к другому и приводящая их на
вершину их присутствия по вселенской линии. В первом случае имеет значение
соединение — диастола и систола; но во втором случае решающую роль скорее
играет разделение на самостоятельные события. В одном случае присутствие вещей
содержится в их «появлении»; в другом же случае само присутствие находится в
«исчезновении» и напоминает башню, чья вершина теряется в облаках, а основание
невидимо или же подобно спрятавшемуся за облаками дракону. Очевидно, что эти
два принципа нераздельны и что господствующим является первый: «Чертам, но не
дыханию, приличествует быть прерывистыми; формам, но не духу, приличествует
быть прерывными»; «Всякое исполнительское искусство содержится в отрывочных
обозначениях и прерываниях, хотя его цель — добиться полноты результата...» Как
написать кистью щуку, не обнаружив ломаной мировой линии, соединяющей ее с
камнем, который она задевает в глубине вод, и с прибрежными травами, в которых
она скрывается? Но как же ее написать, не одушевив ее космическим дыханием,
ведь она — лишь малая часть и отпечаток его? Тем не менее в этих двух принципах
вещи наделены не одним и тем же знаком, а пространства имеют не одну и ту же
форму: дыханию или спирали соответствуют синсигнумы, а мировым линиям — векторы
(это «единая черта» и «складчатая черта»).
Эйзенштейн был зачарован китайским и японским пейзажем
Эйзенштейн был зачарован китайским и японским пейзажем,
так как усматривал в них предвосхищение кинематографа1. В самом же японском
кино каждый из наиболее близких к нам режиссеров отдавал предпочтение одному из
двух пространств действия. Так, творчество Куросавы одушевлено дыханием,
пронизывающим поединки и сражения. Это дыхание изображается единой чертой,
представляющей собой сразу и синсигнум творчества, и личную подпись Куросавы:
вообразим толстую вертикальную черту, идущую по экрану сверху вниз, когда ее
пересекают две более тонкие горизонтальные линии, справа налево и слева
направо. В фильме «Тень воина» таков великолепный спуск вестника, которого
постоянно относит то влево, то вправо. Куросава — один из величайших
режиссеров, снимавших дождь: в «Семи самураях» это дождь, падающий стеной,
когда попавшие в западню бандиты скачут галопом из одного конца деревни в
другой. Угол кадра зачастую формирует уплощенный образ, подчеркивающий
непрерывность боковых движений. Можно лучше понять это расширенное или суженное
большое пространство-дыхание, если соотнести его с японской топологией: там
начинают писать адрес не с получателя и не продолжают его номером дома, улицей,
кварталом и городом; начинают писать его, наоборот, с округа и города, после
этого указывают жилой район, потом квартал и, наконец, сектор2. Движутся не от
неизвестного, переходя к данным, способным его определить; исходят сразу из
всех данных и как бы спускаются по ним, чтобы обозначить пределы, между
которыми находится неизвестное. На наш взгляд, это формула СА в чистом виде:
перед тем, как действовать, и для того, чтобы действовать, следует ознакомиться
со всеми данными. Куросава говорит, что самый трудный период съемок для него
тот, «когда персонаж еще не начал действовать: чтобы сформировать его
концепцию, порою требуется размышлять несколько месяцев» . Но сложно это как
раз потому, что это имеет значение для самого персонажа: ему самому прежде
всего требуются все данные. Вот почему фильмы Куросавы часто делятся на две
весьма отчетливые части: первая состоит в длительной экспозиции, а во второй персонажи
приступают к интенсивным и резким действиям {«Бездомный», «Междураем и адом»).
Именно поэтому также пространство Куросавы может быть суженным театральным
пространством, где герой держит все данные в поле зрения и не спускает с них
глаз для того, чтобы перейти к действию («Телохранитель»). Поэтому в конечном
счете пространство расширяется и образует большой круг, соединяющий мир богатых
с миром бедных, верх с низом, а небо с адом; требуется исследование дна
общества и в то же время подробный показ его вершин для того, чтобы начертить
этот круг, свойственный большой форме, круг, пересекаемый у краев диаметром,
где находится и по которому движется герой («Междураем и адом»). Предыдущая Следующая
|